Аристотель, Политика
Фридрих Хайек: ...прослеживая совокупные результаты индивидуальных действий, мы обнаруживаем, что многие институты, составляющие фундамент человеческих свершений, возникли и функционируют без какого бы то ни было замыслившего их и управляющего ими разума; что, по словам Адама Фергюсона, "формы общества ведут свое происхождение от неясного и отдаленного начала; они возникают -- задолго до рождения философии - из инстинктов, а не из размышлений человека... Мы приписываем предварительному замыслу то, что стало известным только из опыта, то, что никакая человеческая мудрость не могла предвидеть, и то, чего никакой авторитет - без согласия с настроениями и нравами своего времени -- не мог бы дать возможность индивиду исполнить". Спонтанное сотрудничество свободных людей часто создает вещи более великие, чем их индивидуальные умы смогут когда-либо постичь в полной мере.
"Проектные" теории неизбежно ведут к заключению, что общественные процессы можно заставить служить людским целям, только если они поставлены под контроль индивидуального человеческого разума, и тем самым прямиком ведут к социализму, истинный индивидуализм, напротив, полагает, что, если предоставить людям свободу, они зачастую достигнут большего, чем мог бы спроектировать или предвидеть индивидуальный человеческий ум (1). :
Источник: Фридрих фон Хайек. Индивидуализм и экономический порядок - https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6143/6145
В проекте предлагается ряд новых экономических, социальных и политических институтов, элементы которых уже "изобретены" в разное время и в разных странах, но одни не "слажены", другие не нашли применения, а третьи были вытеснены другими формами, которые в то время были более эффективными. На этом форуме рассмотрим истоки этих институтов и наметим, как можно их "сладить и применить":
Трудовая прибыль - часть трудового дохода, вознаграждение за повышение эффективности предприятия или учреждения. При распределении трудовой прибыли учитывается вклад каждого работника в общие результаты. Трудовая прибыль используется преимущественно на инвестиционные цели.
Трудовые партнерства - некоммерческие организации, созданные на основе трудовых коллективов предприятий и их структурных подразделений. Они имеют долю в собственности предприятия, ведут трудовую деятельность по подрядным трудовым договорам и участвуют в распределении прибыли предприятий.
Трудовой подряд - форма трудовых отношений между администрацией предприятия и трудовым партнерством. Заключаемый между сторонами трудовой подрядный договор определяет порядок выполнения и оплаты трудовых услуг, а также меры ответственности сторон за невыполнение обязательств.
Трудовой капитал - накопленный финансовый результат от участия партнерства в повышении эффективности предприятия, а также доля прибыли от инвестиций в предприятие и другие объекты. Его средства могут инвестироваться в активы предприятия, а также в жилые и социально-культурные объекты, приносящие доход. Трудовой капитал имеет форму общей долевой собственности участников партнерства.
Социальные отчисления - часть социальных налогов, которую государство передает в распоряжение работающих граждан для оплаты социальных услуг и формирования накопительной части пенсий.
Личные социальные счета - счета граждан в Социальном фонде России, на которые поступают средства на социальные расходы и с которых оплачиваются все счета за социальные услуги. Правила расходования устанавливаются законом. Текущие остатки на социальных счетах индексируются государством в соответствии с уровнем инфляции.
Трудовые союзы и ассоциации - некоммерческие объединения, которые создаются для решения проблем, связанных с трудовой деятельностью: занятостью, профессиональной подготовкой, социальным страхованием, защитой интересов трудящихся, включая трудовую собственность. Главная цель трудовых союзов и ассоциаций - более полное и эффективное использование трудового потенциала.
Долевые предприятия - предприятия, имеющие в своей основе частную, государственную и трудовую собственность. Частную собственность представляют ныне действующие хозяйственные общества, трудовую – трудовые коллективы, организованные в форме некоммерческих партнерств, государственную – инвестиционные компании или фонды.
Объединения малого бизнеса - саморегулируемые организации, которым государство передает функции контроля, надзора и сбора налогов. В наблюдательные советы объединений малого бизнеса входят представители малого бизнеса и соответствующих государственных органов. Оперативное управление объединениями осуществляют управляющие агентства.
Управляющие агентства - организации по управлению частными, трудовыми и государственными активами, а также предприятиями, учреждениями, их объединениями и другими другими организациями, являющимися субъектами экономической деятельности. Эффективный контракт - договор доверительного управления, в котором устанавливаются цели управления, показатели эффективности, оплата услуг и порядок стимулирования персонала.
Специальные поставщики – компании, имеющие преимущественное право осуществлять поставки продукции и услуг для государственных и муниципальных нужд. Это право предоставляется компаниям после получения соответствующего сертификата и заключения соглашения о праве на контроль хозяйственных операций, связанных с исполнением соответствующих договоров на поставку товаров и услуг.
Агентства управления рынками - государственно-частный органы по планированию экономического развития и использованию комплекса финансово-экономических мер для регулирования спроса и предложения, сдерживания инфляции, стимулирования инвестиций, защиты внутреннего рынка, обеспечения экономической, социальной и финансовой стабильности.
Комплексные цены и НДС - цены на поставку продукцию и услуг, состоящие из материальных затрат вместе с начисленным на них НДС и добавленной стоимости поставщика, облагаемой налогом. Комплексные цены обеспечивают прямое исчисление НДС без вычетов ранее уплаченного налога.
Прогрессивные налоги – это налоги, возрастающие пропорционально с увеличением доходов, имущества и других технико-экономических показателей.
Налоговые инвестиции - сочетание прогрессивного налогообложения с частными инвестициями на основе государственно-частного партнерства.
Социальный фонд России (далее - СФР) - кредитно-финансовое учреждение РФ, осуществляющий концентрацию средств на реализацию социальных программ РФ и их финансирование через лично-социальные счета граждан РФ.
Социальные учреждения - некоммерческие организации для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта. Услуги социальных учреждений оплачиваются по регулируемым социальным ценам непосредственно гражданами с их личных социальных счетов, открытых в Социальном фонде России.
Социальные цены - базовые цены на социальные услуги (образование, здравоохранение, культура и другие), а также предельные надбавки к ценам в зависимости от категории учреждения, утверждаются правительством. Категории учреждений будут определяться в зависимости от технической оснащенности и квалификации персонала.
Пенсионное жилье - жилые помещения, находящиеся в долевом владении граждан и Социального фонда РФ, выполняющее роль выравнивания и повышения социального благосостояния, а также социального страхования, включая пенсионное обеспечение.
Контрольные советы - во всех государственных органах власти, связанных с экономикой и социальной сферой будут созданы контрольные советы с широкими полномочиями. В советы будут входить представители от предпринимательских, трудовых и общественных организаций, а также от вышестоящих государственных органов. Их главная задача - обеспечить эффективную обратную связь в сфере государственного управления.
Электронная демократия -