Страница 1 из 1

Кризис капитализма

Добавлено: Вт окт 20, 2020 11:37 am
Какой быть России?
Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.
Аристотель.

Материальные и социальные блага. Основой материального благосостояния трудоспособных граждан становится их заработная плата. Доходы из источников, связанных с прибылью используются на цели здравоохранения, образования, культуры, страхования жизни, а также на обеспечение жилищных условий.

Жилье и городская среда. Создаются дополнительные мощности для увеличения темпов ввода жилья, наращиваются фонды социального и арендного жилья. Собственное жилье, как капитальное имущество, включается в систему социального страхования, финансового обеспечения малого бизнеса, становится инструментом экономического регулирования.

Неравенство и бедность. Равенство в доходах и богатстве людей, имеющих различные способности и действующие в различных объективных обстоятельствах не естественно. Чрезмерное неравенство и крайняя бедность вызваны несовершенством экономических институтов или правонарушениями, устранение этих причин становится постоянной заботой общества и государства. . Административное перераспределение доходов должно быть ограничено.

Сельская жизнь. Жизнь в сельской местности развивается в тесном взаимодействии и взаимопроникновении с городскими хозяйственными организациями и социальными учреждениями. На этой основе изменяются принципы обеспечения занятости, труда и народного быта, строится товарообмен между городом и деревней.

Благосостояние - обеспеченность необходимыми материальными и духовными благами. Чтобы благосостояние росло, требуются инвестиции, которые уменьшают текущее благосостояние. При этом благосостояние более обеспеченных людей растет быстрее, потому что инвестиции делаются из их сбережений, источником которых является прибыль и высокие зарплаты. Благосостояние этих людей становится лишь более избыточным и никакого положительного социального значения не имеет. В проекте предлагается трудовая приватизации, коллективная организация труда, создание института социальных накоплений, оптимизация социальной сферы, изменение пенсионной системы. Комплекс этих мер может переломить тенденцию обогащения богатых и обеднения бедных.

Экономики благосостояния. Для счастливой жизни человеку нужны самые разные блага, от самых жизненно необходимых (еда, одежда, обувь, жилье, бытовая техника, средства передвижения) до таких благ, как возможность самореализации и общественное признание. Между ними надо поставить хорошее здоровье, трудоустройство, образование, культуру, возможность общения уверенность в завтрашнем дне, безопасность и другие блага. Ни одно из благ не дается бесплатно, вокруг каждого из них возникает своя "экономика".

Потребление и инвестиции. Капитализм и социализм имеют одну и ту же цель – повышение благосостояния народа. Не отличаются и средства достижения этой цели – это сбережения и инвестиции. «Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции. Инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики» (Сакс). А этот подъем, в свою очередь, и является условием повышения благосостояния. Принципиальная разница между капитализмом и социализмом заключается в том, какими средствами сокращается потребление и увеличиваются инвестиции. Капитализм в погоне за прибылью, как источником инвестиций, сокращает издержки, включаю зарплату, а социализм делит все производимое экономикой на потребление и инвестиции в планово-принудительном порядке.

Богатство и счастье. Либералы считали, что "социально-экономическая политика с помощью средств, которыми она располагает, может сделать людей богаче или беднее, но ей никогда не удастся сделать их счастливыми или удовлетворить их самые сокровенные желания". Используя частную собственность и свободный рынок они добились высокой эффективности экономики, роста доходов и богатства при вопиющей несправедливости их распределения. Социалисты пытались сделать людей счастливыми, заменив частную собственность государственной, рынок - плановым ведением хозяйства. Однако за десятки лет не смогли сделать экономику достаточно эффективной, не обеспечили нужный рост благосостояния, а справедливость при этом подменили уравниловкой.

Средний класс. Как писал еще Аристотель, "по общепринятому мнению, средний достаток из всех благ всего лучше". И сокращение среднего класса вызывает беспокойство властей любой страны. Для успокоения средний класс определяется по доходам и богатству, при этом вне зоны внимания остаются "маленький" нюанс: среди состоятельных граждан немало злодеев, подлецов и мелких мерзавцев. Это не опора государства, а головная боль. Капитализм устроен так, что доходы и богатство концентрируются у небольшой части общества, сокращая средний класс и увеличивая число бедных. Социализм планово-административными средствами выравнивает и доходы и богатство. Необходимо искать "золотую середину".

Активы. Стремление людей к личной выгоде является главной движущей силой рыночной экономики. Результатом этого стремления может быть увеличение текущего потребления и рост богатства в различных формах - движимое и недвижимое имущество, деньги и активы, приносящие доход. Для ускорения развития необходимо стимулировать накопление богатства в форме активов.

Цена товарного изобилия. Товарное изобилие считается высочайшим достижением капитализма. Не принимается во внимание, что любая новая марка автомобиля, любой новый сорт колбасы - это дополнительные затраты на их создание, на недоиспользованное старое оборудование, на переподготовку персонала, на рекламу.

Рост благосостояния. Благосостояние может расти только в результате роста материальных, социальных и духовных благ, уверенности и спокойствия граждан за себя и своих детей. Все, что способствует росту должно усиливаться и развиваться, а что мешает - тормозиться и устраняться. Для этого у правительства должны быть необходимые средства.

Потребительская корзина. В России она представляет собой приблизительно рассчитанный набор товаров, отражающий структуру потребления каждой отдельно взятой среднестатистической российской семьи. Является одним из важнейших показателей для исчислений, производимых статистическими отделами и советами экспертов при властных структурах – правительствах и парламентах различных уровней.

Что нужно для счастья? Для счастливой жизни человеку нужны самые разные блага, от самых жизненно необходимых (воздух, вода, еда, одежда, обувь, жилье, здоровье) до таких благ, как возможность самореализации и общественное признание. Между ними надо поставить хорошее здоровье, трудоустройство, образование, культуру, возможность общения уверенность в завтрашнем дне, безопасность и другие блага. Ни одно из благ не дается бесплатно, вокруг каждого из них «возникает» своя экономика.

Свободное время. Свободное время – это большая ценность для каждого человека, оно является своего рода нематериальным богатством. Этим богатством люди, естественно, пользуются по-разному. Одни учатся и повышают квалификацию, занимаются спортом, творческими и любительскими делами, ведут общественную работу. А другие «просто отдыхают», занимаются с детьми, смотрят телевизор, читают, развлекаются. И все, конечно же, вынуждены заниматься бытовыми проблемами.

Уверенность в завтрашнем дне при социализме была связана с отсутствием безработицы, относительно хорошей защиты от увольнения по инициативе администрации, стабильными потребительскими ценами, бесплатными детскими садами, медициной и образованием, низкой квартирной платой, бесплатными квартирами. И хотя у всех этих достоинств была обратная сторона - низкая зарплата, зависимость от общественных организаций, дефициты продуктов питания, невысокое качество медицинских услуг, очереди в детские учреждения и на получение квартир, люди чувствовали себя спокойно и уверенно. Если кто-то оказывался обиженным, то мог обратиться в профсоюзные, советские и партийные органы с жалобой, и она не оставалась без рассмотрения. Атмосферу спокойствия не нарушали повседневные крупные казнокрады м взяточники, жестокие убийства, похищение детей и ТВ, заполненные криминальными историями и беспрерывным мордобоем.

Уровень благосостояния. Уровень благосостояния, в конечном счете, зависит от того, сколько «простого продукта» общество производит, сколько на это расходует трудового времени, насколько разумно этот продукт распределяется.
Не каждый продукт хорош, время может расходоваться расточительно, а распределять продукт можно так, что одному – густо, а другому – пусто. И эти вопросы должны стать заботой всего общества, а не только правительства или частных компаний.
Общество может влиять на уровень своего благосостояния при условии, что оно правильно организовано и имеет средства воздействия на все социальные, экономические и политические процессы. Общество, построенное на крайнем индивидуализме, когда все социальные связи намеренно или по недоразумению подавляются правящим классом, не способно влиять на эти процессы.

Права человека, справедливость и равенство - "бермудский треугольник", в котором может бесследно исчезнуть суть любой социальной и экономической проблемы. А проблемы сыплются как из рога изобилия: квартиры лишилась многодетная семья из-за долгов по ипотеке, Минфин решил изменить подход к налогообложению богатых россиян, вкладчикам придется платить банкам за валютные депозиты, ЦБ разрешил блокировать счета индивидуальных предпринимателей за долги. Все это примеры покушений на права российских граждан, закрепленных в Конституции РФ.
Если человек что-то дает обществу, то он вправе получить равноценный эквивалент отданного за вычетом того, что необходимо для содержания самого общества. Если человек ничего не дает обществу имеет право требовать и получает больше, чем он дал, значит, действуют плохие правила организации общества и их нужно менять. Проблема осложняется тем, что плохие правила оказываются на руку какой-то части общества, в том числе и находящейся у власти. В условиях "всеобщих", но не обязательных выборов ходят на выборы и голосуют преимущественно те, кому власть пообещала что-то дать, а те, которым от власти ничего не надо, сидят по домам.

Народный быт. Быт - "уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения (общественный, национальный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт). Складывается и изменяется под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, а также географических условий и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности" (БЭС).

Цель либерализма - повышение материального благосостояния. Частная собственность, нерегулируемый рынок и наемный труд, используемые для достижения этой цели, неизбежно ведут к концентрации доходов и богатства, крайней бедности и и необеспеченности социальными благами. Решение этих проблем посредством ипотечных и потребительских кредитов еще более усложняет условия жизни людей. Все жизненно важные блага создаются трудом, и их рациональное распределение может осуществляться лишь в месте создания при непосредственном участии самих трудящихся. Денежные доходы от реализации товаров и услуг должны обеспечивать материальные потребности, социальные блага и необходимые запасы на периоды нетрудоспособности.

Только материальные потребности. Доктрина либерализма целиком и полностью направлена на "максимально полное удовлетворение всех тех желаний, которые могут быть удовлетворены с помощью вещей внешнего мира". Не только лучшим, но и единственно возможным средством достижения этой цели является "невидимая рука рынка", которая может действовать эффективно лишь в условиях частной собственности, наемного труда и рыночной свободы. И эта доктрина "удовлетворения желаний с помощью вещей внешнего мира" в странах Запада успешно реализована. Но ничего, кроме материального благополучия, либерализм не обещал и не предлагает. Он не касается "внутренних, духовных и метафизических потребностей" человека.

Социальные блага. Либерализм "не касается" потребностей людей в здравоохранении, образовании и культуре, если они не приносят прибыли. Либерализм превратил в источник наживы СМИ, заполнив их рекламой на фоне низкопробных сериалов и шоу, безжалостно ломающих сознание и души людей. Либерализм не интересует такая чисто умозрительная потребность человека, как справедливость: погоня за прибылью неизбежно делит общество на очень богатых и крайне бедных, делает его социально неустойчивым. Защищать либеральные ценности посредством идеологической обработки масс, "буржуазной демократии", либеральных законов и полицейских сил становится все труднее. Если оборона не выдержит, мало не покажется ни богатым, ни бедным.

Социальные уступки. Страх перед социальным взрывом заставил правительства Запада брать на себя все больше социальных обязательств. Германия, кстати по инициативе "железного" канцлера Отто фон Бисмарка, с 1884 года ввела обязательное государственное страхование от болезней, а в 1889 году создана первая пенсионная система. Великобритания не захотела отставать от Германии: в 1908 принят Закон о пенсиях по старости, а в 1911 году - Закон о национальном страховании, предусматривающий пособия, лечение по болезни и пособия по безработице. Движение в этом направлении началось и в других европейских странах. Началась социальная политика, которая не отвечает принципам рыночной экономики и снижает производительность народного хозяйства.

Благосостояние: цель и средства. Всеобщее благосостояние - это как коммунизм на горизонте: к нему можно продвигаться до бесконечности. Но это не значит, что от всеобщего благосостояния нужно отказаться, как от цели, она мобилизует, вынуждает ставить конкретные задачи и искать рациональные средства их достижения. Для начала требуется провести "инвентаризацию" этих задач и сделать это лучше всего на основе опыта западноевропейских стран.

Изъяны социально-направленной экономики. Американец Джеффри Сакс обращает внимание на европейские попытки исправить изъяны социально-направленной рыночной экономики, полагая, что она доведена до крайности и начинает давать сбои. Это предостережение было сделано России в его книге "Рыночная экономика и Россия" изданной в 1995 году. Прошло четверть века, и можно подвести итоги, как мы продвинулись в социальной ориентации экономики, каков у нас уровень социальных выплат и льгот по сравнению с европейскими странами, как они отражаются на стимулах и повышении производительности экономики. А самое главное - нельзя ли сделать исполнение социальных обязательств государства более эффективным и справедливым.

Основы благосостояния и качества жизни. Эти три цели - эффективность, справедливость и устойчивость, без сомнения, поддержат и российские граждане, особенно если под эффективностью понимать не рост прибылей и богатства верхушки общества, а процветание большинства граждан страны. Справедливость тоже может быть разная: всеобщая уравниловка по-социалистически и справедливость по Аристотелю: равенство для равных и неравенство для неравных. Что означает - каждому по его вкладу и заслугам. Что касается устойчивости, то сюда надо включить и финансовую стабильность, чтобы людей не трясло постоянно от курсов валют, акций и прочих ценных и бесценных бумаг.

Основой материального благосостояния трудоспособных граждан становится их заработная плата. Доходы из источников, связанных с прибылью используются на цели здравоохранения, образования, культуры, страхования жизни, а также на обеспечение жилищных условий.

Цель либерализма - повышение материального благосостояния. Частная собственность, нерегулируемый рынок и наемный труд, используемые для достижения этой цели, неизбежно ведут к концентрации доходов и богатства, крайней бедности и и необеспеченности социальными благами. Решение этих проблем посредством ипотечных и потребительских кредитов еще более усложняет условия жизни людей. Все жизненно важные блага создаются трудом, и их рациональное распределение может осуществляться лишь в месте создания при непосредственном участии самих трудящихся. Денежные доходы от реализации товаров и услуг должны обеспечивать материальные потребности, социальные блага и необходимые запасы на периоды нетрудоспособности.

Уровень материального благосостояния

Уровень материального благосостояния, в конечном счете, зависит от того, сколько «простого продукта» общество производит, сколько на это расходует трудового времени, насколько разумно этот продукт распределяется. Не каждый продукт хорош, время может расходоваться расточительно, а распределять продукт можно так, что одному – густо, а другому – пусто. И эти вопросы должны стать заботой всего общества, а не только и не столько правительства или частных компаний. Потому что ни чиновничья номенклатура, ни частники, обуреваемые жаждой наживы, не могут выражать интересы общества.

Общество может влиять на уровень своего благосостояния при условии, что оно правильно организовано и имеет средства воздействия на все социальные, экономические и политические процессы. Общество, построенное на крайнем индивидуализме, когда все социальные связи по недоразумению или намеренно прерваны правящим классом, не способно влиять на социально-экономические процессы, включая создание и распределение всех жизненных благ. Необходимым условием формирования здорового, сильного и эффективного общества является его организационная и материально-техническая основа.

Такой основой станут трудовые партнерства предприятий и социальных учреждений, в рамках которых и создается большая часть жизненно необходимых благ. Люди, занятые непосредственно созданием благ, лучше любых чиновников и топ-менеджеров видят возможности их увеличения и улучшения качества, а обладая долей собственности и правами в управлении смогут реализовать эти возможности. Трудовые союзы и ассоциации, созданные трудовыми партнерствами, смогут выражать уже не локальные, а общественные интересы и влиять на власть через своих представителей в контрольных советах.