Принципы планирования
Различие между формальным правом (или юстицией) и "постановлениями по существу дела", принимаемыми вне рамок процессуального права, является чрезвычайно важным и в то же время очень трудным в практическом применении. Между тем сам принцип довольно прост. Разница здесь такая же, как между правилами дорожного движения (или дорожными знаками) и распоряжениями, куда n по какой дороге людям ехать. Формальные правила сообщают людям заранее, какие действия предпримут власти в ситуации определенного типа. Они сформулированы в общем виде и не содержат указаний на конкретное время, место или на конкретных людей, а лишь описывают обстоятельства, в которых может оказаться в принципе каждый. И, попав в такие обстоятельства, каждый может найти их полезными с точки зрения своих личных целей - (Фридрих фон Хайек).
По убеждению Хайека, "планирующие органы не могут ограничиться созданием возможностей, которыми будут пользоваться по своему усмотрению какие–то неизвестные люди", то есть они не могут ограничится созданием формальных правил в рамках которых люди могут действовать, преследуя свои цели и интересы. Они обязательно дойдут до того, что начнут определять, "сколько выращивать свиней или сколько автобусов должно ездить по дорогам страны, какие угольные шахты целесообразно оставить действующими или почем продавать в магазинах ботинки". И в условиях всеобщей государственной собственности это действительно так. Но из этого вовсе не следует, что централизованное планирование не может быть использовано в условиях рыночной экономики, и не только для ускорения ее развития, но и для устранения существенных ее недостатков.
Различие между формальным правом (или юстицией) и "постановлениями по существу дела", принимаемыми вне рамок процессуального права, является чрезвычайно важным и в то же время очень трудным в практическом применении. Между тем сам принцип довольно прост. Разница здесь такая же, как между правилами дорожного движения (или дорожными знаками) и распоряжениями, куда n по какой дороге людям ехать. Формальные правила сообщают людям заранее, какие действия предпримут власти в ситуации определенного типа. Они сформулированы в общем виде и не содержат указаний на конкретное время, место или на конкретных людей, а лишь описывают обстоятельства, в которых может оказаться в принципе каждый. И, попав в такие обстоятельства, каждый может найти их полезными с точки зрения своих личных целей - (Фридрих фон Хайек).
По убеждению Хайека, "планирующие органы не могут ограничиться созданием возможностей, которыми будут пользоваться по своему усмотрению какие–то неизвестные люди", то есть они не могут ограничится созданием формальных правил в рамках которых люди могут действовать, преследуя свои цели и интересы. Они обязательно дойдут до того, что начнут определять, "сколько выращивать свиней или сколько автобусов должно ездить по дорогам страны, какие угольные шахты целесообразно оставить действующими или почем продавать в магазинах ботинки". И в условиях всеобщей государственной собственности это действительно так. Но из этого вовсе не следует, что централизованное планирование не может быть использовано в условиях рыночной экономики, и не только для ускорения ее развития, но и для устранения существенных ее недостатков.