Принципы планирования
Различие между формальным правом (или юстицией) и "постановлениями по существу дела", принимаемыми вне рамок процессуального права, является чрезвычайно важным и в то же время очень трудным в практическом применении. Между тем сам принцип довольно прост. Разница здесь такая же, как между правилами дорожного движения (или дорожными знаками) и распоряжениями, куда и по какой дороге людям ехать. Формальные правила сообщают людям заранее, какие действия предпримут власти в ситуации определенного типа. Они сформулированы в общем виде и не содержат указаний на конкретное время, место или на конкретных людей, а лишь описывают обстоятельства, в которых может оказаться в принципе каждый. И, попав в такие обстоятельства, каждый может найти их полезными с точки зрения своих личных целей - (Фридрих фон Хайек).
*** По убеждению Хайека, "планирующие органы не могут ограничиться созданием возможностей, которыми будут пользоваться по своему усмотрению какие–то неизвестные люди", то есть они не могут ограничится созданием формальных правил в рамках которых люди могут действовать, преследуя свои цели и интересы. Они обязательно дойдут до того, что начнут определять, "сколько выращивать свиней или сколько автобусов должно ездить по дорогам страны, какие угольные шахты целесообразно оставить действующими или почем продавать в магазинах ботинки". И в условиях всеобщей государственной собственности это действительно так. Но из этого вовсе не следует, что централизованное планирование не может быть использовано в условиях рыночной экономики, и не только для ускорения ее развития, но и для устранения существенных ее недостатков.
Различие между формальным правом (или юстицией) и "постановлениями по существу дела", принимаемыми вне рамок процессуального права, является чрезвычайно важным и в то же время очень трудным в практическом применении. Между тем сам принцип довольно прост. Разница здесь такая же, как между правилами дорожного движения (или дорожными знаками) и распоряжениями, куда и по какой дороге людям ехать. Формальные правила сообщают людям заранее, какие действия предпримут власти в ситуации определенного типа. Они сформулированы в общем виде и не содержат указаний на конкретное время, место или на конкретных людей, а лишь описывают обстоятельства, в которых может оказаться в принципе каждый. И, попав в такие обстоятельства, каждый может найти их полезными с точки зрения своих личных целей - (Фридрих фон Хайек).
*** По убеждению Хайека, "планирующие органы не могут ограничиться созданием возможностей, которыми будут пользоваться по своему усмотрению какие–то неизвестные люди", то есть они не могут ограничится созданием формальных правил в рамках которых люди могут действовать, преследуя свои цели и интересы. Они обязательно дойдут до того, что начнут определять, "сколько выращивать свиней или сколько автобусов должно ездить по дорогам страны, какие угольные шахты целесообразно оставить действующими или почем продавать в магазинах ботинки". И в условиях всеобщей государственной собственности это действительно так. Но из этого вовсе не следует, что централизованное планирование не может быть использовано в условиях рыночной экономики, и не только для ускорения ее развития, но и для устранения существенных ее недостатков.