Государственное планирование

Сообщение
Автор
Пт ноя 27, 2020 9:19 pm
Содержание
Рыночная экономика на основе частной собственности ориентирована на материальное потребление. Общественные нужды и инфраструктура, забота о которых, за немногими исключениями, ложится на плечи государства и финансируются за счет налогов с производства потребительских товаров. Возможности их повышения ограничены, потому что высокие налоги ведут к снижению стимулов к труду и предпринимательству, повышению цен и снижению спроса на товары и услуги.

В результате возникает дисбалансы благосостояния, следствием которого является «недофинансирование здравоохранения, образования, культуры, плохие дороги, неухоженность городов и другие неустроенности». Это одновременно и дисбаланс в структуре благосостояния, устранить который имеющимися средствами невозможно. Никто добровольно не поступится личным потреблением ради улучшения жизненных условий "для всех".

***Польза государственного планирования развития экономики признается даже самыми либеральными либералами. Поэтому очень важно понять проблемы, связанные с планирование, чтобы не повторять ошибок социализма.
План считался законом, вся система стимулирования была построена на достижении плановых показателей, поэтому, а во-первых, нужно было устанавливать их в каких-то единицах измерения - в штуках, тоннах, метрах, рублях, во-вторых, определять плановый уровень этих показателей.

Использование для планирования выпуска продукции валовых показателей, например, станков - в тоннах, поощряющее повышение материалоемкости продукции. Штуки для этого показателя тоже не годятся: будет стимулироваться производство всякой мелочи. В последние социалистические годы испытывался показатель нормативной чистой продукции (НЧП) - это часть оптовой цены изделия, включающая заработную плату, отчисления на социальное страхование и прибыль. Как оптовые цены, так и НЧП утверждались на основе расчетов фактической себестоимости, и предприятия, естественно были заинтересованы в их завышении. Уровень цен и НЧП зависел от различных обстоятельств, включая умение "договариваться". Так или иначе, но эти показатели оказывались выгодные и невыгодные для производства.

***Джеффри Сакс назвал четыре направления государственного планирования: в образование, в современную инфраструктуру, в безопасные и связанные с низким потреблением углерода источники энергии и в устойчивость окружающей среды. Но, видимо, их недостаточно.

Вряд ли их этого списка можно исключать охрану здоровья, куда входят не медицинское обслуживание, но и здоровый образ жизни. Стоит только включить это направление в сферу государственного планирования, как потянется шлейф отраслей, которые так или иначе будут нуждаться в государственном целенаправленном воздействии. Это и развитие экологически чистых продуктов питания, и сооружение объектов для массового развития физкультуры и спорта, и производство нового медицинского оборудования и многое другое.

А можно ли развивать без плана науку, для которой нужны не только умные головы, но и соответствующие материальные условия, включая сложнейшее исследовательское оборудование? Кроме того, многие научные достижения связаны с работами на стыке научных дисциплин, и очевидно, что эти отрасли должны развиваться как-то синхронно.

Сакс делает важную оговорку: "Разумеется, я говорю не о том ведущем в тупик централизованном планировании, которое практиковали в ныне почившем Советском Союзе, а о долгосрочном планировании государственных инвестиций". Но чтобы планировать инвестиции, необходимо иметь для них финансовые ресурсы. Где их взять?

Производимый валовой внутренний продукт страны по направлениям его использования можно разделить на 4 части: потребление, социальный сектор, государственные нужды и капиталовложения. Если первые три части оставить неизменными, то, очевидно, что государственные инвестиции - это часть этих капиталовложений, другую часть которых составляют частные капиталовложения. Можно ли планировать одну часть, не затрагивая другую? И разумно ли это?

Последний раз редактировалось Какой быть России? Пт апр 16, 2021 9:48 am, всего редактировалось 1 раз.

Пт ноя 27, 2020 9:20 pm
Правила экономической деятельности

Знание, что при таких–то условиях государство будет действовать так–то или потребует от граждан определенного поведения, необходимо всякому, кто строит какие–то планы. Формальные правила имеют, таким образом, чисто инструментальный характер в том смысле, что их могут применять совершенно разные люди для совершенно различных целен и в обстоятельствах, которые нельзя заранее предусмотреть. И то, что мы действительно не знаем, каким будет результат их применения, какие люди найдут их полезными, заставляет нас формулировать их так, чтобы они были как можно более полезными для всех, как можно более универсальными. Это и есть самое важное свойство формальных правил. Они не связаны с выбором между конкретными целями конкретными людьми, ибо мы заранее не знаем, кто будет их использовать - (Фридрих фон Хайек).
Пт ноя 27, 2020 9:21 pm
Границы экономического контроля

Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей, ибо, контролируя средства, нельзя не контролировать и цели. Монопольное распределение средств заставит планирующие инстанции решать и вопрос о ценностях, устанавливать, какие из них являются более высокими, а какие — более низкими, а в конечном счете — определять, какие убеждения люди должны исповедовать и к чему они должны стремиться. Идея централизованного планирования заключается в том, что не человек, но общество решает экономические проблемы, и, следовательно, общество (точнее, его представители) судит об относительной ценности тех или иных целей - (Фридрих фон Хайек).
Пт ноя 27, 2020 9:21 pm
Исключение директивных методов планирования

В обществе с управляемой экономикой, где власти осуществляют надзор за целями граждан, они, очевидно, будут поддерживать одни намерения и препятствовать осуществлению других. И то, что мы сможем получить, зависит не от наших желаний, а от чьих–то представлений о том, какими они должны быть. И поскольку власти смогут пресекать любые попытки уклониться от директивного курса в производственной сфере, они смогут контролировать и наше потребление так, будто мы тратим паши доходы не свободно, а по разнарядке - (Фридрих фон Хайек).
Пт ноя 27, 2020 9:22 pm
Регулирование потребительских расходов

"Действуя в соответствии с тем, что теперь называют кейнсианской революцией, государство берет на себя задачу регулирования совокупного дохода, расходуемого на приобретение товаров и услуг, в масштабе всей экономики. Оно стремится обеспечить достаточно высокий уровень покупательной способности, позволяющий реализовать всю продукцию, которую может произвести существующая в данный момент рабочая сила. И, если эта деятельность приводит к достижению высокого уровня занятости, правительство стремится не допустить повышения цен в результате роста заработной платы, равно как повышения заработной платы под давлением роста цен, упорно движущихся вверх по спирали,— хотя в данном вопросе деятельность правительства носит более осторожный характер и встречает меньшую поддержку со стороны общественности" - (Джон Гэлбрейт).
Пт ноя 27, 2020 9:23 pm
Политика цен

"Различия в производительности труда существуют во всех сферах, и всегда будет справедливо, чтобы они находили выражение и в доходах… Экономика, которая должна измерять и сравнивать производительность, более того, ставить повышение производительности на первое место, не может отказаться от такого инструмента, как политика цен. Я говорю здесь о политике цен в самом широком смысле, включающей в себя налоговую политику, политику в области тарифов и заработной платы, а также финансово-кредитную политику" (Людвиг Эрхард).
Пт ноя 27, 2020 9:36 pm
Компромиссный метод планирования

Идея полной централизации управления экономикой все еще не находит отклика у многих людей, и не столько из–за чудовищной сложности этой задачи, сколько из–за ужаса, внушаемого мыслью о руководстве всем и вся из единого центра. И если мы, несмотря ни на что, все–таки стремительно движемся в этом направлении, то только в силу бытующего убеждения, что найдется некий срединный путь между "атомизированной" конкуренцией и централизованным планированием. На первый взгляд идея эта кажется и привлекательной, и разумной. Действительно, может быть, не стоит стремиться ни к полной децентрализации и свободной конкуренции, ни к абсолютной централизации и тотальному планированию? Может быть, лучше поискать какой–то компромиссный метод? - (Фридрих фон Хайек).
Пт ноя 27, 2020 9:37 pm
Планирование рыночных условий

Спор между сторонниками планирования и их оппонентами не сводится, следовательно, ни к тому, должны ли мы разумно выбирать тип организации общества, ни к вопросу о необходимости применения прогнозирования и систематического мышления в планировании наших общих дел. Речь идет только о том, как осуществлять все это наилучшим образом: должен ли субъект, наделенный огромной властью, заботиться о создании условий, мобилизующих знания и инициативу индивидов, которые сами осуществляют планирование своей деятельности, или же рациональное использование наших ресурсов невозможно без централизованной организации и управления всеми процессами - (Фридрих фон Хайек).
Пт ноя 27, 2020 9:38 pm
Планирование: необходимость общественного согласия

Мы можем доверять тому, что государство в своей деятельности направляется исключительно общественным согласием, только постольку, поскольку это согласие существует. Когда государство начинает осуществлять прямой контроль в той области, в которой не было достигнуто общественного соглашения, это приводит к подавлению индивидуальных свобод. Но этот случай не единственный. Нельзя, к сожалению, бесконечно распространять сферу общественной деятельности и не задеть при этом области индивидуальной свободы - (Фридрих фон Хайек).
Пт ноя 27, 2020 9:38 pm
Планирование и экономическая свобода

Когда власти устанавливают для какой–то категории работников единый уровень заработной платы, а отбор производится по формальным, анкетным данным, стремление человека именно к этой работе не играет никакой роли. Человек с необычной характеристикой или с необычным характером не может устроиться на работу, даже если работодатель лично готов его взять. Например, тот, кто предпочитает ежедневной рутине ненормированный рабочий день и, может быть, нерегулярный заработок, не имеет в такой ситуации никаких шансов. Условия всюду будут созданы одни и те же, — как в любой большой организации, — даже хуже, поскольку некуда будет уйти. И мы не будем иметь возможности проявлять на работе инициативу или смекалку, потому что паша деятельность должна будет соответствовать стандартам, облегчающим задачи властей. Ведь чтобы справиться с таким грандиозным делом, Как планирование экономической жизни, власти должны будут свести все многообразие человеческих способностей и склонностей к нескольким простым категориям, обеспечивающим взаимозаменяемость кадров, сознательно игнорируя все тонкие личностные различия - (Фридрих фон Хайек).

Сообщений: 34 Пред. 1, 2, 3, 4 След. Страница 1 из 4
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron