"Совсем особо стоит вопрос о собственности на обработанный в процессе производства материал. Это есть проблема приобретения собственности, проблема, которая менее всего разрабатывается юристами и политиками права. Система капитализма вся построена на определенных способах такого приобретения, глубоко вошедших в жизнь и считающихся как бы социальными аксиомами.
Русскому народу чужд взгляд, что, если вещь не принадлежит обрабатывающему, то труд этого последнего служит для него не основанием права собственности, а обуславливает только вознаграждение, вытекающее не из труда, а из юридической сделки между собственником вещи и работником. Правосознание русского народа так высоко ценит труд, что склонно считать рабочего как бы собственником в известной доле обработанною им чужого материала. Это еще не есть социалистическое "право на полный продукт труда", это есть признание за трудом органически существенного значения в производстве.
Капитализм говорил рабочему устами предпринимателя: "Мои деньги, мой капитал, мои машины, мое сырье, моя организация - получай ту заработную плату, о которой договорился, и оставайся производству чужим". Социалисты переворачивают эти слова и говорят капиталистам устами рабочего: "Мой труд, - стало быть, мой и продукт, уходи с фабрики, как ей посторонний". Другими словами, если капитализм отрицает самостоятельное юридическое значение труда, то социализм склонен отрицать самостоятельное юридическое значение капитала и организации способностей.
Система, характеризуемая словами: "ни капитализм, ни социализм" (государственно-частная система хозяйства), должна найти синтез между этими двумя крайностями и на этом синтезе построить законодательство о приобретении права собственности на обработанную материю" (Николай Алексеев).
Русскому народу чужд взгляд, что, если вещь не принадлежит обрабатывающему, то труд этого последнего служит для него не основанием права собственности, а обуславливает только вознаграждение, вытекающее не из труда, а из юридической сделки между собственником вещи и работником. Правосознание русского народа так высоко ценит труд, что склонно считать рабочего как бы собственником в известной доле обработанною им чужого материала. Это еще не есть социалистическое "право на полный продукт труда", это есть признание за трудом органически существенного значения в производстве.
Капитализм говорил рабочему устами предпринимателя: "Мои деньги, мой капитал, мои машины, мое сырье, моя организация - получай ту заработную плату, о которой договорился, и оставайся производству чужим". Социалисты переворачивают эти слова и говорят капиталистам устами рабочего: "Мой труд, - стало быть, мой и продукт, уходи с фабрики, как ей посторонний". Другими словами, если капитализм отрицает самостоятельное юридическое значение труда, то социализм склонен отрицать самостоятельное юридическое значение капитала и организации способностей.
Система, характеризуемая словами: "ни капитализм, ни социализм" (государственно-частная система хозяйства), должна найти синтез между этими двумя крайностями и на этом синтезе построить законодательство о приобретении права собственности на обработанную материю" (Николай Алексеев).