Исторически сложившиеся формы организации, методы и средства управления кажутся настолько очевидными и понятными, что не ставится под сомнение и не анализируется. В системе управления продолжает "царствовать" принцип единоначалия, который в связи с усложнением политики, экономики и социальной жизни дает явные сбои. Подтверждение тому - практика создание различных коллегиальных органов управления, которые в одних случаях улучшают управления, а в других служат прикрытием безответственности. В проекте предлагается институализация коллективного управления в форме управляющих агентств, которые могут подстраиваться под различные объекты управления.

Коллективные личности. Определяющую роль в экономике и обществе играют организации - коллективные личности, устроенные по установленным правилам и называемые в связи с этим юридическими лицами. Однако из практики известно, что принимаемые решения и действия таких абсолютно одинаковых "лиц" в одних и тех же обстоятельствах разительно отличаются. Следовательно, есть нечто важнее юридических правил, и это "нечто" должно быть в центре внимания при создании и последующем "воспитании" таких лиц. Напрашивается аналогия с человеком - ошибки в зачатии и воспитании детей дорого обходятся обществу.

Информация и управление. Система управления экономикой, если отвлечься от конкретики, это создание, передача, обработка и обратная передача информация. Естественно, эта информация должна отвечать соответствующим требованиям, и особенно это важно для "денежной" информации, которая является важнейшим информационным ресурсом экономических методов управления. Именно в этом кроется главная причина низкой эффективности и результативности управления российской экономики. А ее первоисточник - абсолютное отсутствие реального опыта управления у руководителей и персонала органов власти.

Мотивы и стимулы управления.. Главным, иногда скрытым мотивом любой деятельности людей является обеспечение себя и своих близких жизненными благами. Это в полной мере относится и к управленческой деятельности. Но есть у нее еще очень важный мотив, на который не принято обращать внимание. Это - творчество. К сожалению, правила экономической деятельности составляют юристы, для которых отсутствие творческих способностей является служебным достоинством. Если они взбираются на верхние этажи управленческой пирамиды, система управления деградирует, результаты становятся все хуже и хуже, гайки затягиваются еще круче. Беда неизбежна.

Управление бизнесом. Каким бы способным и даже талантливым ни был руководитель бизнеса, в одиночку он многого не сделает: бизнес - коллективное дело и требует соответствующей организации. Первостепенный вопрос - предоставления права принимать решения по ключевым вопросам деятельности компании наиболее компетентным по этим вопросам работникам. Распределение функций, обязанностей, ответственности и т.п. будет проистекать из этого права, никакая субординация по занимаемой должности при этом не должна быть помехой.

Высшие руководители. От высших руководителей организаций в большей степени, чем от других, казалось бы решающих факторов производства, зависит успех хозяйственной деятельности. Подтверждение тому - наличие лидеров и аутсайдеров, находящихся в одинаковых экономических условиях. Однако ни один вопрос организации управление не находится в таком запущенном состоянии, начиная побором руководителей и кончая их ответственностью за порученное дело. Можно говорить о полном кризисе принципа единоначалия, который даже не осознается, хотя выпирает из любой проблемы.

Функции управления. Управление любой организацией требует исполнения большого числа управленческих функций, их значение и содержание зависит от конкретных обстоятельств деятельности, любая формализация этих функций, расстановка приоритетов и "весов" приносит только вред.

Ответственность организаций. Ответственность организаций обеспечивается собственными активами, а при их недостаточном объеме - ответственностью их руководства. Исключается излишнее дробление функций управления, стимулируется солидарная ответственность руководителей.

Электронная демократия. Она устраняет недостатки как единоначалия, так и многочисленных совещательных органов. Средства электронной демократии позволяют улучшать качество управленческих решений, повышать роль компетентных специалистов, оценивать их активность и персональный вклад в достижение поставленных целей, создавать фактологическую основу для их стимулирования и продвижения по службе.
Она устраняет недостатки как единоначалия, так и многочисленных совещательных органов. Средства электронной демократии позволяют улучшать качество управленческих решений, повышать роль компетентных специалистов, оценивать их активность и персональный вклад в достижение поставленных целей, создавать фактологическую основу для их стимулирования и продвижения по службе.

Единоначалие. Единоначалие - исторически сложившаяся форма управления, она кажется настолько очевидной, что не ставится под сомнение и не анализируется. А между тем многие проблемы экономики и политики связаны именно с единоначалием. Подтверждение тому - создание в помощь "начальнику" различных коллегиальных органов, которые в одних случаях чем-то помогают ему, а в других - прикрывают его некомпетентность, дурость и злоупотребления. Потому что лица, входящие в состав этих органов, как правило, не вознаграждаются и не отвечают непосредственно за результаты принимаемых решений. Современные технологии позволяют вклад каждого участника коллективного органа в эффективность или ошибочность принимаемых решений.

Эффективность управления. Эффективность любой организации, будь это частные или государственные предприятия, социальные учреждения, и даже органы власти зависит во многом от качества управления. По умолчанию предполагается, что решающее значение тут имеет талант руководителя, но такие таланты - редкое явление, поэтому они так дорого стоят.

Упускается из виду скрытая сторона проблемы - организация управления. Талант руководителя как раз и проявляется в том, что он сначала хорошо организует дело, а уже затем "талантливо" распоряжается и командует. Но хорошая организация управления поддается изучению, обобщению и тиражированию, и в ней много элементов, которые может освоить даже не столь талантливый руководитель.

Можно пойти дальше: "сконструировать" эффективное управление в форме управляющих организаций для разных объектов и условий деятельности, "обкатать" а затем рекомендовать к применению. И наоборот, вести процесс отбраковки "плохих образцов", которых чаще всего плодят "руководители", занимающие должность по проекции, а иногда и за деньги.

Эффективность собственности, целиком и полностью зависит от уровня управления ее использованием, независимо от того, владеет ли этой собственностью одно лицо, небольшая группа лиц, тысячи акционеров или государство. Разница заключается в объеме прав и ответственности управляющих. Ключевой вопрос - кто, как и на основе каких принципов принимает решение по этим вопросам.

Исторически сложилось так, что управление деятельностью людей было построено на принципах иерархии и единоначалия. По мере усложнения объектов управления и роста объемов информации, необходимой для принятия решений, в процесс управления стали включаться подчиненные и эксперты. Но право принимать решение по-прежнему остается за начальником, он же несет за него ответственность. Такая организация управления часто дает сбои.

Психологи, видимо, так никогда и не объяснят, почему люди, получившие начальствующие должности в большинстве случаев начинают "портиться", а подчиненные вслед за этим меняют свое поведение, хотя по психологии управления имеются даже учебники - https://studfiles.net/preview/4176569/. Ответы на этот вопрос важно знать для организации управления на коллективных принципах.

Развитие экономики связано с разделением и соединением труда, продукции, предприятий и отраслей. Истоки этих процессов имеют информационный характер: однообразную информацию легче обрабатывать, требуется меньше усилий и затрат. Но ничего "бесплатного" не бывает: по мере разделения целого на части растут усилия и затраты на соединение частей в целое. Процесс такого соединения называется управлением, и от того, как оно организовано, зависит эффективность экономики.

Управление в экономике осуществляют люди, оно может принимать разные формы, но в любом случае должно иметь цель, заинтересованность участников и их ответственность за результаты. Управление не может быть эффективным, если отсутствует любой из этих элементов или не достаточно точно и определенно выражен. С этой точки зрения организация управления в российской экономике не выдерживает никакой критики. Иного и быть не может, если целью экономической деятельности признается получение прибыли.

Управление современной экономикой требует интеграции самых разных знаний, и возникает необходимость образования коллективных органов управления. Им несть числа, но среди них вряд ли можно найти экземпляры, которые бы отвечали требованиям правильной постановки целей, заинтересованности участников и их ответственности за результаты. Потому что такие органы создаются не специалистами по организации управления, а юристами и начальниками по своему высочайшему озарению.

Предлагаемые управляющие агентства - попытка частично закрыть эту брешь в практике управления, а если не получится - то хотя бы показать направление поиска решения этой проблемы. В качестве правовой основы для управляющих агентств взят подзабытый закон РФ "О хозяйственных партнерства" (1) от 3 декабря 2011 года. Этот закон содержит ряд положений, которые позволяют настраивать управляющие агентства на конкретные условия хозяйствования.

Смотреть:
1. ФЗ "О хозяйственных партнерствах" - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122730/


Обратная связь. Условием эффективного управления является наличие грамотно выстроенной обратной связи, нет обратной связи – нет управления. Что касается экономики, то знание результатов экономической деятельности не есть обратная связь: эти результаты могут быть вызваны не управляющими воздействиями, а какими-то иными обстоятельствами. Лучше всего оценить эти воздействия могут люди, которых они касаются непосредственно, естественно, если эти люди достаточно независимы – ни один подчиненный не скажет начальнику, что тот плохо управляет.

Использование IT-технологий. Начиная примерно с 1970 года в мире происходят глобальные процессы: технологическая революция, вызванная внедрением компьютеров, Интернета и мобильных телефонов; подъемом Азии в мировой экономике, изменивший ход истории; возникающие новые глобальные экологические кризисы.Для адаптации к этим процессам экономика и политика должна быть достаточно динамичной и гибкой. Это требует соответствующих методов и средств управления страной.

Россия сегодня управляется исключительно бюрократическими методами и соответствующими им средствами. Это централизм в самом неудачном издании. Самое печальное, что высшие руководители не понимают этого, подтверждение тому - бесчисленные "поручения", которые они раздают, даже на "голубом" глазу во время ежегодных пресс конференций. Было бы грешно не использовать современные телекоммуникации для прямого общения с народом, нельзя откладывать на потом неотложные вопросы, но нельзя вместо анализа и наведения в своем хозяйстве передавать поручения в зеленых папочках (а может там и не поручения, а лишь список вопросов?). Почему люди так часто вспоминают "товарища Сталина"? Потому что на следующее утро после таких "свиданий с народом" пара-тройка руководителей была бы переведена на "другую работу"