Миссия государства

Сообщение
Автор
Ср янв 06, 2021 12:54 pm
Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.
Аристотель, "Политика"


"С одной стороны, американцы нуждаются в более активной роли государства при решении фундаментальных проблем общества - инфраструктуры , государственного образования и бедности. С другой стороны, государственное управление настолько несовершенно, что американцам свойственно стремиться к сокращению государственного вмешательства, нежели к его расширению. Америке необходимо больше государства, но более компетентного и честного. Экономическая и политическая составляющие должны дополнять друг друга" - (Джеффри Сакс).

Больше государства, но более компетентного и честного. Как будто бы очевидный ответ на вопрос - нужно брать в чиновники компетентных честных специалистов. Конечно, если хорошо поискать, то их можно найти. А вот захотят ли они заниматься вместо живого дела государственной бюрократией, это первый вопрос. А второй - не соблазнятся ли они использовать свою компетентность и имеющиеся связи, например, в бизнес-кругах на личное благо? В любом случае замена чиновничьего аппарата - длительный процесс с негарантированными результатами. Нужно искать иной путь - делать надежную систему из ненадежных элементов

За четверть века экономических реформ Россия не добилась заявленных целей. Сейчас Россия производит лишь долю того, что производила в "провальном" 1990 году. Рыночные механизмы не работают. Заметно снизился уровень образования и здравоохранения. Государственное управление разъедает коррупция. Уровень жизни людей зависит от цены на нефть. Если бы экономика России не была так слаба, не появился бы соблазн "добить" ее санкциями по поводу и без повода. А если бы на Западе все было хорошо, не было бы необходимости выставлять Россию в качестве врага и натравливать на нее продажные СМИ.

Причину неудач рыночных реформ в России многие видят в том, что они просто не доведены до конца. И в этом есть доля правды, но не очень большая. Западная модель экономики, которая шлифовалась сотни лет и доведена до совершенства, которая стала плотью и кровью западного общества, дает сбои и раз от разу более ощутимые. Все чаще звучат голоса, что рыночный капитализм, основанный на частной собственности и свободном рынке, вошел в системный кризис, и чтобы из него выйти, нужно менять его основы. Почему Россия продолжает идти курсом "вашингтонского консенсуса", а не переходит на свой, российский путь развития?

Это должен быть путь, который соответствовал бы нашим природно-климатическим условиям, богатству национальных культур народов России, нашему историческому прошлому, нашим понятиям добра и справедливости, интеллектуальным способностям нашего народа. Только этот путь может обеспечить высокие темпы роста, достойный уровень жизни народа и экономическую независимость России. Это понимает большинство российских граждан, но одни считают, что это должен быть социализм, другие - капитализм. Всех бы устроил средний путь развития, сохраняющих достоинства этих двух систем и устраняющий недостатки.

Проблема преобразования современного социального строя и сводится, в конце концов, к новому пониманию миссии государства. Буржуазное государство уже сошло с точки зрения того полного безразличия, которое было усвоено им под влиянием принципов либерализма. Оно наперед должно формулировать положительную программу своей деятельности. И так везде - в религии, нравственности, образовании, внешней политике, санитарном деле - и, стало быть, также и в отношении частной собственности. Нужно понять, наконец, что так поступает каждое государство и иначе не может поступать.

Принцип правозаконности. "Пожалуй, ничто не свидетельствует так ярко об особенностях жизни в свободных странах, отличающих их от стран с авторитарным режимом, как соблюдение великих принципов правозаконности" (Фридрих фон Хайек).
Условиями торжества "великого принципа правозаконности" являются полнота, ясность и непротиворечивость законов, защита судебной системы от внешнего воздействия, честность и надлежащая квалификация судей. При анализе этих условий каждое из них начинает "ветвиться", в результате получается целый веер требований, которые должны выполняться,чтобы правозаконность была на приемлемом уровне. Трудность заключается в том, что эти требования "распылены" по многочисленным инстанциям и исполнителям, и обеспечить их выполнение никакими формальными средствами невозможно. Если нет соответствующего правосознания, которое складывалось в "свободных" странах на протяжении столетий.

Ограничение полномочий государства

"Прежде всего, должны быть ограничены полномочия государства. Главная его функция должна состоять в том, чтобы защищать нашу свободу как от окружающих недругов, так и от наших сограждан: поддерживать закон и порядок, обеспечивать выполнение договоров между частными лицами и поощрять рыночную конкуренцию. Помимо своей главной функции государство может время от времени помогать нам совместно совершать то, что нам труднее или дороже совершить по отдельности" - (Милтон Фридман).

Милтон Фридман - лауреат Нобелевской премии по экономике, и нет оснований сомневаться в том, что это экономист действительно мирового уровня. Но ученые-экономисты отличаются, например, от математиков или физиков тем, что экономика как наука держится не на очевидных истинах или установленных фактах, а на постулатах - положениях, принимаемых на веру. Экономисты вынуждены укреплять эту веру, чтобы не рухнуло здание всей их науки. Иногда приходиться где-то схитрить, а что-то подтасовать.

"Прежде всего, должны быть ограничены полномочия государства" - эти слова бьют в точку, хорошо запоминаются и служат исходным пунктом всей либеральной политики. А оговорочка - "помимо своей главной функции государство может время от времени помогать нам совместно совершать то, что нам труднее или дороже совершить по отдельности" - остается неприметной. Хотя в нее можно втиснуть очень и очень многое.

Организация экономической деятельности. Современная экономика как система чрезвычайно сложна и имеет явно выраженный вероятностный характер. Такая система должна быть хорошо организована и иметь четкие правила функционирования. Западный капитализм складывался столетиями, капитализм по-российски "построен" за один день. То, что получилось и продолжает существовать уже 30 лет, не может быть эффективным. По Конституции РФ за организацию экономической деятельности в России не отвечает ни один орган государственной власти, включая правительство. Необходимо масштабная и быстрая отладка экономической системы, и начать ее с установления действенной обратной связи между органами власти и хозяйственными организациями в форме совместных контрольных советов.

Государственное планирование. В России достаточно проблем, которые более успешно могут быть решены в рамках государственных планов. Это не обязывает делать планирование тотальным и директивным, то есть социалистическим. Но это не означает, что государственные планы нужно стыдливо превращать в их суррогаты, отказываясь от методологии планирования, освоенной при социализме. И прежде всего, нужен федеральный закон о планировании развития народного хозяйства России и государственный плановый орган при Государственном совете РФ.

Закон и порядок. Государственные органы - это некие организации, обладающие правомочиями действовать от имени государства. Они создаются для решения каких-то значимых для общества и государства задач в соответствии с законами. И если говорить о произволе этих органов, то нужно для начала понять, кому и зачем нужен этот произвол, а затем - как он возможен в правовом государстве.

Есть люди, готовые демонстрировать свою власть по любому случаю. О таких говорят - что хочу, то и ворочу. Если "воротить" будет в рамках закона, никто и не заметит, какой он крутой, а вот если вопреки... Однако, это самый простой случай произвола, хотя и очень распространенный в условиях единоначалия. Лечение - демократические методы управления.

Неполнота законовВ правовом государстве любая деятельность людей регулируется правилами, которые устанавливаются законами. Есть законы, в соответствии с которыми выносятся наказания за несоблюдение законов. Однако законы имеют существенное ограничение: в них невозможно с точностью формализовать все многообразие жизненных ситуаций. Практически это означает, что имеются ситуации, не включенные в правовое поле. Для их разрешения необходимо иметь специальные институты. В проекте эта роль возлагается на контрольные советы при органах власти.

Неполнота формальных систем
На проблему неполноты формальных управляющих систем обратил внимание английский кибернетик Ст. Бир в свой книге "Cybernetics and Management", изданной в Лондоне в 1956 году. Он предложил и принцип ее решения: в систему управления между органом управления и управляемым объектом включается дополнительная обратная связь с органом принятия неформальных решений ("внешнее дополнение"). Эти решения призваны устранять недостатки органа, принимающего решения.

Такой орган действует, является, по сути, кибернетическим "черным ящиком". При социализме такие "ящики" были в каждой организации, районе, городе и, конечно же, в Москве, на Старой площади. Это комитеты коммунистической партии разных уровней. Мольеровский Журден не знал, что всю жизнь говорил прозой, а советские граждане так и не заметили ключевой роли КПСС в жизни страны - принимать умные решения, если по законам и инструкциям получались дурости. Правда нередко этим грешили сами.

Партия вынуждена была заниматься хозяйством, таковы были обстоятельства. Может быть, она сыграла бы свою роль и при переходе к рыночной экономике, так, как в Китае. Но поезд уже ушел, и нужно ориентироваться на то, чтобы органы "внешнего дополнения" формировались организациями гражданского общества. В качестве исходной основы можно взять нынешние общественные советы при органах власти и поэтапно преобразовать их в контрольные советы, с необходимым набором функций, возможностей и прав.

Государственное регулирование."Государственное вмешательство в бизнес" в законе о Правительстве РФ называется "регулированием экономических процессов" и осуществляется оно в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными актами Президента РФ. И если вмешательство разрушает целостность экономической политики, значит, или плохие законы, или слабые инструменты регулирования, или негодное исполнение.

Государственные закупки. Система государственных заказов и закупок регулируется, в основном, путем регламентации процесса побора исполнителей и заключения соответствующих контрактов. А между тем качество и экономичность исполнения заказов и поставок зависит, прежде всего, от способности контрагентов своевременно, полностью и качественно выполнять свои обязательства, а в случае неисполнения нести соответствующую ответственность. В проекте делается на создании эффективных специальных поставщиков и учреждений-заказчиков. Это достигается сочетанием различных форм собственности, демократизацией управления, рациональным денежным расчетом.

Административное регулирование закупок. Государственные закупки регулируются двумя федеральными законами, которые, имея общую цель, отличаются лишь деталями. А цель - обеспечить соблюдение государственных интересов при закупках материальных ценностей и заказах услуг у коммерческих организаций частного сектора экономики. То есть априори предполагается, что лица, представляющие интересы государства или некомпетентны или склонны действовать в собственных интересах, используя свое служебное положение. Законы которая усложняет хозяйственную деятельность, требуют существенных затрат, но не достигают своей цели. Необходимо устранять причины исходные неэффективности и злоупотреблений, и на это ориентированы практически все предлагаемые в проекте институты.

Сбережение народа. Рост здорового и хорошо образованного населения, избавленного по-возможности от жизненных невзгод и несчастий, становится приоритетными задачами общества и государства. Первостепенная из них - забота о детях, их воспитании и и обучении.

Государство и собственность. Государство активно управляет институтом собственности, рассматривая его как многообразие сочетаний объектов, субъектов и правоотношений собственности. Цель государства - настройка собственности для наиболее эффективного ее использования в конкретных экономических условиях.

Правовое государство. В первой статье Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация - правовое государство. Но это не является свершившимся фактом и необходима кропотливая работа в этом направлении как гражданскому обществу, так и конституционным органам власти.

Гражданское общество. Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Поскольку основой экономической деятельности является труд, трудовые коллективы предприятий, учреждений и других организаций признаются первичными, системообразующими ячейками гражданского общества.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Вс апр 18, 2021 10:54 am, всего редактировалось 2 раз(а).

Ср янв 06, 2021 12:55 pm
Государственный контроль

Характерной чертой современной политики является тенденция к замене свободного предпринимательства государственным контролем. Влиятельные политические партии и "группы давления" пламенно призывают к общественному контролю над всеми видами экономической деятельности, всеохватывающему государственному планированию и национализации бизнеса. Они стремятся к полному государственному контролю над образованием и к социализации медицины. Не существует такой сферы человеческой деятельности, которую они не были бы готовы подчинить строгой регламентации со стороны властей. В их глазах государственный контроль - это панацея от всех бед (Людвиг фон Мизес)
Ср янв 06, 2021 1:13 pm
Больше государства, но более компетентного и честного

"С одной стороны, американцы нуждаются в более активной роли государства при решении фундаментальных проблем общества - инфраструктуры , государственного образования и бедности. С другой стороны, государственное управление настолько несовершенно, что американцам свойственно стремиться к сокращению государственного вмешательства, нежели к его расширению. Америке необходимо больше государства, но более компетентного и честного. Экономическая и политическая составляющие должны дополнять друг друга" - (Джеффри Сакс).
Ср янв 06, 2021 1:14 pm
Государственные расходы и экономический рост

"... мне хотелось бы обсудить столь распространенное теперь мнение, согласно которому увеличение государственных расходов относительно налоговых поступлений непременно ведет к экономическому подъему, тогда как их сокращение чревато спадом. Это мнение, лежащее в самой основе убеждения, что бюджетная политика может служить балансиром, ныне почти повсеместно принимается на веру бизнесменами, профессиональными экономистами и неспециалистами. И тем не менее его истинность нельзя продемонстрировать с помощью одних только логических построений, она никогда не была документирована эмпирическими свидетельствами и, более того, несовместима с известными мне эмпирическими данными" - (Милтон Фридман).
Ср янв 06, 2021 1:14 pm
Регулирование заработной платы

«Отмена государственного регулирования очевидным образом привела к некоторым снижениям заработной платы. В регулируемых отраслях, таких, как грузовой автотранспорт и авиалинии, рабочие извлекали из регулирования некоторые ренты. После отмены регулирования заработки водителей грузовиков и некоторых служащих авиалиний резко упали. В случае водителей грузовиков они снижались втрое быстрее, чем в других местах. Ренты, которые были встроены в их заработную плату, были возвращены потребителям, покупающим транспортные услуги» - (Лестер Туроу).
Ср янв 06, 2021 1:15 pm
Убыточные проекты

Авторы предложений, согласно которым национальные или местные власти должны начать осуществление проектов, которые не могут быть осуществлены частными компаниями в силу их убыточности, тем самым утверждают - сегодня ставки зарплат настолько высоки, что эти проекты разорят того, кто за них возьмется. К сожалению, при обсуждении этих проектов совершенно упускается из виду тот факт, что правительство может строить и инвестировать только отобрав необходимые средства у частного бизнеса - (Людвиг фон Мизес).
Ср янв 06, 2021 3:08 pm
Дела - это не что иное, как работа

Дела - это не что иное, как работа. Наоборот, спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами – она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства. Вообще, путем законодательства можно мало чего добиться: оно никогда не бывает конструктивным. Оно неспособно выйти за пределы полицейской власти, и поэтому ждать от наших правительственных инстанций в Вашингтоне или в главных городах штатов того, что они сделать не в силах, значит попусту тратить время.

До тех пор, пока мы ждем от законодательства, что оно уврачует бедность и устранит из мира привилегии, нам суждено созерцать, как растет бедность и умножаются привилегии. Мы слишком долго полагались на Вашингтон и у нас слишком много законодателей – хотя все же им не столь привольно у нас, как в других странах – но они приписывают законам силу, им не присущую.

Если внушить стране, например нашей, что Вашингтон является небесами, где поверх облаков восседают на тронах всемогущество и всеведение, то страна начинает подпадать зависимости, не обещающей ничего хорошего в будущем. Помощь придет не из Вашингтона, а от нас самих; более того, мы сами, может быть, в состоянии помочь Вашингтону, как некоему центру, где сосредоточиваются плоды наших трудов для дальнейшего их распределения, на общую пользу. Мы можем помочь правительству, а не правительство нам (Генри Форд).
Ср янв 06, 2021 3:08 pm
Деловая жизнь и правительство

Девиз: «поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации» очень хорош, не только потому, что он полезен и в делах и в управлении государством, но и потому, что он полезен народу. Соединенные Штаты созданы не в силу деловых соображений. Объявление независимости не есть коммерческий документ, а конституция Соединенных Штатов - не каталог товаров. Соединенные Штаты – страна, правительство и хозяйственная жизнь – только средства, чтобы дать ценность жизни народа. Правительство – только слуга его, и всегда должно таковым оставаться.

Как только народ становится придатком к правительству, вступает в силу закон возмездия, ибо такое соотношение неестественно, безнравственно и противочеловечно. Без деловой жизни и без правительства обойтись нельзя. То и другое, играя служебную роль, столь же необходимы, как вода и хлеб; но, начиная властвовать, они идут вразрез с природным укладом. Заботиться о благополучии страны – долг каждого из нас.

Только при этом условии дело будет поставлено правильно и надежно. Обещания ничего не стоят правительству, но реализовать их оно не в состоянии. Правда, правительства могут жонглировать валютой, как они это делали в Европе (и как и посейчас делают это и будут делать во всем мире финансисты до тех пор, пока чистый доход попадает в их карман); при этом болтается много торжественного вздора. А между тем работа и только работа в состоянии созидать ценности. В глубине души это знает каждый (Генри Форд).
Ср янв 06, 2021 3:42 pm
Роль правительства

Лестер Туроу:«В эпоху искусственной интеллектуальной промышленности капитализму будут нужны долговременные общественные инвестиции в научные исследования и разработки, в образование и в инфраструктуру. Но когда используются нормальные для капитализма способы принятия решений, капитализм никогда не смотрит в будущее дальше, чем на восемь-десять лет, а чаще, всего — на три четыре года. Проблема ставится просто. Капитализм остро нуждается в том, чего он, по своей внутренней логике, не обязан делать».

«В капиталистическом обществе, эпохи искусственной интеллектуальной промышленности подлинная роль правительства состоит именно в том, что оно должно представлять настоящем интересы будущего; но нынешние правительства действуют как раз наоборот. Они снижают инвестиции в будущее, чтобы повысить потребление в настоящем».

«При капитализме, основанном на выживании наиболее приспособленного, правительству остается лишь очень небольшая роль. Когда «Контракт с Америкой» говорит об универсальной приватизации, речь идет об удалении от общественной сферы. По мере удаления от общественного затрачивается все меньше усилий, чтобы обеспечить работу общественных учреждений, правительство все меньше уважают, и дальнейшие отступления в частную сферу становятся все более вероятными. И в самом деле, в политических спорах общественное становится врагом частного — вместо того, чтобы быть дополнительным фактором, необходимым для существования успешного частного сектора».
Ср янв 06, 2021 5:29 pm
Управление в интересах будущего

Джеффри Сакс: В каждом послании конгрессу о положении в стране президент должен говорить о последствиях наших нынешних действий (в науке, технологиях, борьбе с экологическими угрозами, решении демографических проблем и проблем старения населения, в сбережениях и инвестировании) для среднего американца в 1950 году. Это откроет гражданам глаза на обязанность ныне живущих осуществлять управление в интересах будущего. В конце концов в середине XXI века родившимся сейчас будет всего 40 лет. Не надо предполагать, какие именно формы примет будущее, надо лишь уважать перспективы тех, кто только что родился.

Сообщений: 17 Пред. 1, 2 След. Страница 1 из 2
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron