Фридрих Хайек: Проповедовать в наши дни какие бы то ни было четко сформулированные принципы общественного порядка -- значит почти наверняка заработать ярлык оторванного от жизни доктринера.
После опыта тридцати последних лет, похоже, уже не нужно доказывать, что без принципов мы начинаем просто плыть по течению. Прагматический подход, господствовавший в этот период, не только не усилил нашу власть над событиями, но фактически привел нас к такому положению вещей, которого никто не желал; и единственным результатом нашего пренебрежения принципами стало, по-видимому, то, что нами управляет логика событий, которую мы тщетно пытаемся игнорировать. Вопрос сейчас состоит не в том, нуждаемся ли мы в направляющих нас принципах, но скорее в том, существует ли еще хоть какой-то их набор, пригодный для общего употребления, которому мы могли бы при желании следовать. Где еще можно отыскать систему заповедей, способную дать нам ясное руководство в решении проблем нашего времени? Осталась ли где-нибудь последовательная философия, которая укажет нам не только моральные цели, но и верный способ их достижения (1)?
***Эти слова были сказаны в лекции, прочитанной автором 17 декабря 1945 года, относились они, естественно к западному миру, но, как нам кажется, их актуальность в наши дни стала еще острее не только для Запада, но и для России. Потому что западный капитализм находится в остром кризисе, выхода из которого никто пока предложить не может, а Россия, пойдя на "вашингтонский консенсус", вознаградила себя экономической зависимостью от этого самого Запада, да еще и стала пропагандистской причиной всех его реальных и выдуманных бед.
И "принципы общественного порядка", и философия, из которой проистекают эти принципы и моральные цели - это, по сути, идеология. Та самая, от которой Россия конституционно отказалась в критический момент свой истории. В результате этого мы и плывем по течению под воздействием логики событий, или не замечая их, или не понимая, или игнорируя. Долго это продолжаться не может, рано или поздно за все придется заплатить. Так, как это случилось с Советским Союзом: "партия и правительство" представляли дело так, что все идет своим чередом, есть, конечно, мелкие недостатки, но их можно устранить косметическими средствами. В результате СССР развалился, для многих это оказалось неожиданным. А посмотрите, что писали пассажиры "философских пароходов" (2), и станет ясно - страну развалили по недомыслию.
Судьба российской экономики зависит от того, найдем ли мы принципы быстрого развития России и надежные средства их реализации в практике экономической деятельности. Да, найдем, если объединяющей идеологией станет идеология "русского пути" как осмысленный синтез существенных достоинств капитализма и социализма с приемлемым уровнем нейтрализации их системных недостатков. Ключевые вопросы идеологии - собственность, труд и рынок, а также взаимодействие общества и государственной власти.
Смотреть:
1. Фридрих Хайек, Индивидуализм и экономический порядок - http://avidreaders.ru/book/individualiz ... yadok.html
После опыта тридцати последних лет, похоже, уже не нужно доказывать, что без принципов мы начинаем просто плыть по течению. Прагматический подход, господствовавший в этот период, не только не усилил нашу власть над событиями, но фактически привел нас к такому положению вещей, которого никто не желал; и единственным результатом нашего пренебрежения принципами стало, по-видимому, то, что нами управляет логика событий, которую мы тщетно пытаемся игнорировать. Вопрос сейчас состоит не в том, нуждаемся ли мы в направляющих нас принципах, но скорее в том, существует ли еще хоть какой-то их набор, пригодный для общего употребления, которому мы могли бы при желании следовать. Где еще можно отыскать систему заповедей, способную дать нам ясное руководство в решении проблем нашего времени? Осталась ли где-нибудь последовательная философия, которая укажет нам не только моральные цели, но и верный способ их достижения (1)?
***Эти слова были сказаны в лекции, прочитанной автором 17 декабря 1945 года, относились они, естественно к западному миру, но, как нам кажется, их актуальность в наши дни стала еще острее не только для Запада, но и для России. Потому что западный капитализм находится в остром кризисе, выхода из которого никто пока предложить не может, а Россия, пойдя на "вашингтонский консенсус", вознаградила себя экономической зависимостью от этого самого Запада, да еще и стала пропагандистской причиной всех его реальных и выдуманных бед.
И "принципы общественного порядка", и философия, из которой проистекают эти принципы и моральные цели - это, по сути, идеология. Та самая, от которой Россия конституционно отказалась в критический момент свой истории. В результате этого мы и плывем по течению под воздействием логики событий, или не замечая их, или не понимая, или игнорируя. Долго это продолжаться не может, рано или поздно за все придется заплатить. Так, как это случилось с Советским Союзом: "партия и правительство" представляли дело так, что все идет своим чередом, есть, конечно, мелкие недостатки, но их можно устранить косметическими средствами. В результате СССР развалился, для многих это оказалось неожиданным. А посмотрите, что писали пассажиры "философских пароходов" (2), и станет ясно - страну развалили по недомыслию.
Судьба российской экономики зависит от того, найдем ли мы принципы быстрого развития России и надежные средства их реализации в практике экономической деятельности. Да, найдем, если объединяющей идеологией станет идеология "русского пути" как осмысленный синтез существенных достоинств капитализма и социализма с приемлемым уровнем нейтрализации их системных недостатков. Ключевые вопросы идеологии - собственность, труд и рынок, а также взаимодействие общества и государственной власти.
Смотреть:
1. Фридрих Хайек, Индивидуализм и экономический порядок - http://avidreaders.ru/book/individualiz ... yadok.html