Страница 1 из 2

Принципы развития России

Добавлено: Чт янв 07, 2021 12:16 pm
Александр Разборов
Фридрих Хайек: Проповедовать в наши дни какие бы то ни было четко сформулированные принципы общественного порядка -- значит почти наверняка заработать ярлык оторванного от жизни доктринера.
После опыта тридцати последних лет, похоже, уже не нужно доказывать, что без принципов мы начинаем просто плыть по течению. Прагматический подход, господствовавший в этот период, не только не усилил нашу власть над событиями, но фактически привел нас к такому положению вещей, которого никто не желал; и единственным результатом нашего пренебрежения принципами стало, по-видимому, то, что нами управляет логика событий, которую мы тщетно пытаемся игнорировать. Вопрос сейчас состоит не в том, нуждаемся ли мы в направляющих нас принципах, но скорее в том, существует ли еще хоть какой-то их набор, пригодный для общего употребления, которому мы могли бы при желании следовать. Где еще можно отыскать систему заповедей, способную дать нам ясное руководство в решении проблем нашего времени? Осталась ли где-нибудь последовательная философия, которая укажет нам не только моральные цели, но и верный способ их достижения (1)?


***Эти слова были сказаны в лекции, прочитанной автором 17 декабря 1945 года, относились они, естественно к западному миру, но, как нам кажется, их актуальность в наши дни стала еще острее не только для Запада, но и для России. Потому что западный капитализм находится в остром кризисе, выхода из которого никто пока предложить не может, а Россия, пойдя на "вашингтонский консенсус", вознаградила себя экономической зависимостью от этого самого Запада, да еще и стала пропагандистской причиной всех его реальных и выдуманных бед.

И "принципы общественного порядка", и философия, из которой проистекают эти принципы и моральные цели - это, по сути, идеология. Та самая, от которой Россия конституционно отказалась в критический момент свой истории. В результате этого мы и плывем по течению под воздействием логики событий, или не замечая их, или не понимая, или игнорируя. Долго это продолжаться не может, рано или поздно за все придется заплатить. Так, как это случилось с Советским Союзом: "партия и правительство" представляли дело так, что все идет своим чередом, есть, конечно, мелкие недостатки, но их можно устранить косметическими средствами. В результате СССР развалился, для многих это оказалось неожиданным. А посмотрите, что писали пассажиры "философских пароходов" (2), и станет ясно - страну развалили по недомыслию.

Судьба российской экономики зависит от того, найдем ли мы принципы быстрого развития России и надежные средства их реализации в практике экономической деятельности. Да, найдем, если объединяющей идеологией станет идеология "русского пути" как осмысленный синтез существенных достоинств капитализма и социализма с приемлемым уровнем нейтрализации их системных недостатков. Ключевые вопросы идеологии - собственность, труд и рынок, а также взаимодействие общества и государственной власти.

Смотреть:
1. Фридрих Хайек, Индивидуализм и экономический порядок - http://avidreaders.ru/book/individualiz ... yadok.html

Re: Принципы общественного порядка

Добавлено: Пн янв 18, 2021 12:34 pm
Александр Разборов
Цели и способы их достижения

Осталась ли где-нибудь последовательная философия, которая укажет нам не только моральные цели, но и верный способ их достижения?
Фридрих фон Хайек

Либерализм - topic13906.html
Либерализм и интересы классов - topic13905.html
Временные жертвы либерализма - topic13904.html
Собственность на средства производства - topic13903.html
Люди не являются равными - topic13902.html
Равенство перед законом - topic13901.html
Распределение доходов и богатства - topic13900.html
Личные и общественные интересы - topic13899.html
Государство - topic13898.html
Демократия - topic13897.html
Экономическая свобода - topic13896.html
Производительность труда и прибыль - topic13895.html
Ограничение власти правительства - topic13894.html
Экономический расчет - topic13893.html
Защита частной собственности - topic13892.html
Есть ли альтернатива капитализму? - topic13891.html
Оценка и вознаграждение руководителей - topic13890.html
Наемный труд - topic13889.html
Государственные предприятия - topic13888.html
Внутренняя и внешняя политика - topic13887.html
Либерализм и войны - topic13886.html
Право на самоопределение - topic13885.html
Национальный вопрос - topic13884.html
Миграция капитала и труда - topic13883.html
Хотят ли русские войны? - topic13882.html
Оружие разума сильнее штыков и пушек - topic13881.html

Re: Принципы развития России

Добавлено: Пт янв 22, 2021 10:43 am
Александр Разборов
Резерв

Re: Принципы развития России

Добавлено: Чт мар 11, 2021 1:28 pm
Александр Разборов
Ссылки

Re: Принципы развития России

Добавлено: Пт мар 12, 2021 7:45 pm
Александр Разборов
Либерализм и свобода

Свобода и несвобода. Полной, абсолютной свободы нет не только в человеческом обществе, но и в животном мире. Нет, и не может быть, потому что так устроена природа. Определяя реальную свободу, можно перечислять отдельные свойства, а можно называть недостающие свойства, которые бы довели реальную свободы до полной. Очевидно, что граница между свободой не несвободой может сдвигаться в ту и другую сторону, притом стихийно или сознательно, эволюционно или революционно. Если сознательно, то очень важно под действием каких общественных сил и какие последствия наступят в результате этого сдвига.

Общество и свобода. Общество - не однородная масса людей, оно состоит из множества социальных групп, которые формально или неформально объединяться на различной основе - идеологической, экономической, социальной, политической или какой-то иной основе. И мотив возникновения этих групп кроется в желании сдвинуть границу между свободой и не свободой в сторону полной свободы как раз в той части жизни и деятельности, которая стала для них основой для объединения. Эта передвижка границы во многих случаях не безразлична другим группам, и может вызывать их сопротивление или поддержку.

Свобода и жизненные интересы.Социальные группы и их стремление к свободе не могут быть не связаны с жизненными интересами их участников. А источником жизненных интересов людей являются их потребности. Среди них есть самые важные - в воздухе, воде, пище, одежде, жилье. Без них невозможна жизнь и семья, как продолжение человеческого рода. Удовлетворение этих потребностей связано с трудовой деятельностью. "Выше" идут потребности свободного времени - культура, информация, развлечения, отдых. Более высокий уровень потребностей вызван жизнью человека в обществе, это его социальное признание, авторитет, возможность самоактуализации, его общественная роль.

Массы и свобода. Жизненные интересы масс сосредоточены на "первом этаже", это потребности в воздухе, воде, пище, одежде, жилье, в условиях воспитания и образования детей. Эти потребности, как результат либеральной идеологии, удовлетворяются крайне неравномерно, социальное неравенство зашкаливает. Массы не видят, как можно воспользоваться свободой, чтобы изменить это положение, кроме того, как "взять все поделить", естественно поровну. Поэтому "масса всегда имеет пафос равенства, а не свободы". Лозунгами "фабрики заводам, земля крестьянам" массы затягиваются в революции, чтобы свободу получили те, кто эти революции и затевает.


Философия свободы - https://zinref.ru/000_uchebniki/01200fi ... 06/274.htm

Re: Принципы развития России

Добавлено: Пт мар 12, 2021 7:46 pm
Александр Разборов
Либерализм

Николай Бердяев: "Слово либерализм давно уже потеряло всякое обаяние, хотя происходит оно от прекрасного слова свобода. Свободой нельзя пленить массы. Масса не доверяет свободе и не умеет связать её с своими насущными интересами. Поистине, в свободе есть скорее что-то аристократическое, чем демократическое. Это ценность — более дорогая человеческому меньшинству, чем человеческому большинству, обращённая прежде всего к личности, к индивидуальности".

"В революциях никогда не торжествовал либерализм. Не только в социальных, но и в политических революциях он не торжествовал, ибо во всех революциях поднимались массы. Масса же всегда имеет пафос равенства, а не свободы. И большими революциями всегда двигало начало равенства, а не свободы. Либеральный дух по существу не революционный дух. Либерализм есть настроение и миросозерцание культурных слоев общества. В нём нет бурной стихии, нет огня, воспламеняющего сердца, в нём есть умеренность и слишком большая оформленность".

"Правда либерализма — формальная правда. Она ничего не говорит ни положительного, ни отрицательного о содержании жизни, она хотела бы гарантировать личности любое содержание жизни".

Re: Принципы развития России

Добавлено: Пт мар 12, 2021 7:47 pm
Александр Разборов
Либерализм и социализм

Николай Бердяев: "Вы любите противополагать либерализм и социализм как два вечно враждующих и несовместимых начала. Это так же относительно верно, как и все отвлеченные формулы. Идеология либеральная и идеология социалистическая образовались вокруг разных жизненных задач, пафос их имеет разные источники. Воля к свободе породила либеральную идеологию. Идеологию социалистическую породила воля к обеспечению хлеба насущного, к удовлетворению элементарных жизненных потребностей".

"И если либералами делаются те, у кого элементарные жизненные потребности удовлетворены и обеспечены и кто хочет свободно раскрыть свою жизнь, то социалистами делаются те, кому нужно ещё удовлетворение более элементарных жизненных требований. В перспективе индивидуальной социализм элементарнее либерализма. В перспективе же общественной это соотношение обратное. В принципе как будто бы мыслим либеральный социализм и социалистический либерализм".

"Социализм реформаторского типа может основываться на либеральных принципах, может мыслить социальное реформирование общества в рамках декларации прав человека и гражданина. Либерализм впитывает в себя элементы социализма. Социализм же делается более либеральным, более считается не только с экономическим человеком, но и с человеком, обладающим неотъемлемыми правами на полноту индивидуальной жизни, правами духа, не подлежащими утилитарным ограничениям".

Re: Принципы развития России

Добавлено: Пт мар 12, 2021 7:50 pm
Александр Разборов
Личная свобода и общество

Семен Франк: "Ложно то стремление к свободе и самобытности личности, которое покупается ценой разрушения или ослабления органически-соборного единства общества, ибо бытие личности само питается этим единством и засыхает вне его, как отрезанная ветвь, и максимальная свобода и самобытность личности достигается не отрешенностью его от целого и замкнутостью в себе, а максимально-внутренним, интимным вбиранием в себя всех сил и всей реальности "общего". Но столь же ложно и стремление утвердить единство общества на подавлении свободы и самобытности личности; ибо единство общества - именно соборное единство личностей, как единство организма - единство живых клеток, а не мертвая масса сплошного вещества, не имеющего внутренней расчлененности".

"Борьба "я" против единства "мы" и борьба общественного единства "мы" против отдельных "я" не только вредна в том смысле, что дает незаконный перевес одному началу над другим, она гибельна и бессмысленна потому, что мнимые противники столь неразрывно связаны между собой, что пораженный в борьбе увлекает в своем падении победителя, и оба начала гибнут в этой борьбе совместно, как они совместно утверждаются в своей солидарности".

"...Нельзя, наконец, забывать, что без навыка к честному исполнению обязательств, без доверия к контрагенту и чувства солидарности между своими и чужими интересами, без глубоко укорененных общественных связей и сознания ответственности, т. е. служения, фактически невозможны сколько-нибудь прочные и длительные договорные отношения, постоянное свободное сотрудничество собственников.
Если современный хозяйственный строй отличается недостаточным соучастием в нем мотивов соборного и нравственного порядка, то это своеобразный его дефект, который не может быть провозглашен вечным и единственным условием плодотворной хозяйственной деятельности. Тем более он не может получить правовой санкции".

Re: Принципы развития России

Добавлено: Пт мар 12, 2021 7:53 pm
Александр Разборов
Люди и общественное устройство

Александр Зиновьев: Бесспорно то, что тип общественного устройства существенным образом определяет и тип людей, обладающих таким строем. Образ жизни данной человеческой общности определяет и характер ее членов. Люди приспосабливаются к условиям своего общественного бытия. Но столь же верно и то, что данный тип общественного устройства создают люди определенного типа, Условия жизни на Западе порождают определенные качества у людей, необходимые им для жизни в этих условиях. Но Запад как особый социальный феномен есть результат деятельности людей определенного типа во множестве поколений. Тут зависимость двусторонняя, взаимная. Люди определенного типа создают цивилизацию определенного типа, а последняя в свою очередь порождает адекватных себе носителей ее. Абсолютно ничего расистского в этом нет.

Характер народа есть сложный и противоречивый комплекс черт, который достаточно часто и отчетливо проявляется в поступках отдельных людей и в отдельных поступках людей. Бессмысленно разделять эти черты на плохие и хорошие, положительные и отрицательные. Одни и те же черты в одних условиях обнаруживают себя как положительные, в других — как отрицательные, в одних условиях — как сила, в других — как слабость. Как известно, наши недостатки суть продолжения наших достоинств. Но столь же справедливо и то, что наши достоинства суть продолжения наших недостатков.

Черты характера народа редко концентрируются в отдельных его представителях. Они в отношении отдельных людей суть лишь нечто потенциальное. Они разбросаны во множестве людей так, что у одних резче проявляются одни черты, у других — другие. Они группируются, порождая различные типы в рамках данного народа. Фактически чаще встречаются не характерные носители всех качеств народа, а характерные типы, воплощающие часть этих качеств.

Re: Принципы развития России

Добавлено: Сб мар 13, 2021 9:50 am
Александр Разборов
Павел Флоренский: Никакие парламенты, учредительные собрания, совещания и прочая многоголосица не смогут вывезти человечество из тупиков и болот, потому что тут речь идет не о выяснении того, что уже есть, а о прозрении в то, чего еще нет. Требуется лицо, обладающее интуицией будущей культуры, лицо пророческого [склада]. Это лицо, на основании своей интуиции, пусть и смутной, должно ковать общество. Ему нет необходимости быть ни гениально умным, ни нравственно возвышаться над всеми, но необходимой [.. ] гениальная воля, — воля, которая стихийно, может быть даже не понимая всего, что она делает, стремится к цели, еще не обозначившейся в истории.