*Соборный строй общества

Ответить
Сообщений: 3 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
Пт янв 08, 2021 11:52 pm
Семен Франк: "Цель общественной жизни - не интересы или самоутверждение отдельной личности, но и не интересы и самоутверждение общественного единства. Цель ее - истинное бытие богочеловеческого единства..."

"Иначе обстоит дело в области права. Здесь, в умаленной области мирского бытия, личная свобода формально противостоит общественному единству и государство вынуждено ограждать как личную свободу от деспотизма принудительного объединения, так и единство общественного порядка от произвола личных эгоистических вожделений. Согласование этих двух, здесь, на своей поверхности, противоборствующих начал протекает неизбежно в форме обуздания притязаний каждого из них, ограждения одного от другого и разграничения законных сфер того и другого".

"...Правовой строй должен быть проникнут идеей, что как государственный порядок, так и система частноправовых отношений суть лишь взаимозависимые и служебные моменты одного цельного соборного строя народной жизни.

Отсюда вытекают два основных правовых принципа: 1) всякое ограждение и обеспечение личной сферы имеет своей целью воспитание индивидов к солидарности, к служению общему делу, 2) всякое принудительное объединение и ограничение свободы имеет своей целью такое общественное благо, которое, в свою очередь, обеспечивает максимальное развитие личной свободы.

Мы приходим, таким образом, к системе, равно далекой как от либерально-индивидуалистического, так и от социалистического воззрения на собственность. Практически, сила вещей уже давно заставила европейские общества вступить на этот средний, третий путь; недостает лишь философского принципиального его осмысления, которое показало бы, что это не путь беспринципного компромисса и эклектизма, а именно особый путь, проникнутый внутренним единством, имеющий свой единый стиль, несмотря на то, что это единство эмпирически осуществляется в двуединстве децентрализирующих и централизирующих, индивидуализирующих и объединяющих сил".

Последний раз редактировалось Какой быть России? Вс июн 06, 2021 12:17 am, всего редактировалось 4 раз(а).

Вс янв 10, 2021 7:39 pm
"Три кита" общественного строя

Либеральное воззрение на собственность. Частная собственность - это основа эффективной рыночной экономики, у реального хозяина есть стимул использовать ее с максимальной отдачей, подкрепленный гарантией на обладание плодами собственного труда и бережливости. Однако такую гарантию имеет лишь малая часть общества, которая присваивают плоды труда большинства на том основании, что именно они являются обладателями этой самой частной собственности. Происхождение прав на такую собственность скрыто или давностью времени или несовершенством законов.

Социалистический взгляд на собственность. В условиях социализма средства производства составляют общественную собственность в форме государственной или кооперативно-колхозной собственности. Государственная собственность есть собственность всего советского народа, а кооперативно– колхозная социалистическая собственность есть собственность отдельных колхозов и кооперативов. В реальности плоды труда всех людей, включая и "либеральное" меньшинство, принадлежат государству. А государство представлено тоже меньшинством, и также имеющим лишь косвенное отношение к плодам трудовой деятельности.

Третий путь. По мнению, Семена Франка, европейские общества вступили на третий путь, который не является путем Семен Франк беспринципного компромисса и эклектизма, а именно особый путь, проникнутый внутренним единством, которое эмпирически осуществляется в двуединстве индивидуализирующих и объединяющих сил. Эти слова были написаны в ... году, и в то время, наверное, казалось, что этот путь будет шириться и укрепляться. И он действительно привел эти общества к "всеобщем благосостоянию". Но этот путь не обрел внутреннего единства и зашел в тупик.

Компромисс. Компромисс в отношении собственности реализуется или в форме налогов, или административных ограничений каких-то отдельных прав использования собственности. Средства от налоговых поступлений государство использует на нужды всего общества, включая и ту его часть, которая никаких плодов труда не призводила, несмотря на свою полную работоспособность. Тут уместно вспомнить справедливое замечание Генри Форда, что каждый может получить от общества не более того, что сам дал обществу. А этот принцип в the welfare state стал быстро размываться.

Эклектизм. Суть рыночной экономики свободный и добровольный обмен товарами и услугами посредством общепризнанного денежного эквивалента. Характерная особенность обмениваемых товаров и услуг заключается в том, что они несопоставимы по своим свойствам. Каждый участник обмена попеременно становится то продавцом, то покупателем. Если это "частники", то нет никаких проблем: кто-то выигрывает, кто-то то проигрывает. Но если одной из сторон рыночного обмена становится государство, представленное частными лицами, то проблемы нарастают как снежный ком.

Внутреннее единство собственности. Для внутреннего единства собственности, которое может проявляться в формах реализации прав собственности, необходима трудовая собственность - собственность людей, которые в процессе трудовой деятельности создают все продукты и услуги, необходимые для жизни, для развития экономики и для нужд государства. Трудовая собственность должна стать недостающим "третьим китом", наравне с частной и государственной собственностью, на которых будет держаться соборный общественный строй.

Труд - источник собственности. Этой идее скоро исполнится 100 лет: Николай Алексеев обосновал ее в 1928 году. Он считал, что "труд должен быть возведен на место самостоятельного принципа при приобретении собственности". Для этого капиталистические формы приобретения собственности на обработанный материал должны быть решительно отвергнуты - topic13427.html. Путь для этого частично открыт: согласно ГК РФ, плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи принадлежат собственнику вещи, "если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений".
Ср окт 27, 2021 2:48 pm
Цели и средства

Государственный строй. Правовой строй общества должен быть проникнут идеей, что как государственный порядок, так и система частноправовых отношений суть лишь взаимозависимые и служебные моменты одного цельного соборного строя народной жизни. Всякое ограждение и обеспечение личной сферы имеет своей целью воспитание индивидов к солидарности, к служению общему делу, а всякое объединение и ограничение свободы имеет своей целью максимальное развитие личной свободы. Государство должно ограждать как личную свободу от деспотизма принудительного объединения, так и единство общественного порядка от произвола личных эгоистических вожделений. Это особый путь, осуществляемый в двуединстве децентрализирующих и централизирующих, индивидуализирующих и объединяющих сил - topic13057.html.

Сообщений: 3 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron