Общее образование

Сообщение
Автор
Сб янв 09, 2021 7:55 am
1. Дошкольное образование

Достоинством существующей в Российской Федерации системы дошкольного образования является то, что она рассматривается как сфера общественных услуг, т. е. за обеспечение ее финансирования и за правильное управление ею в интересах детей отвечают государство, органы муниципального управления образованием и социального обеспечения.

Дошкольное образование и воспитание, система заботы о раннем детстве сегодня приобрели особую значимость. Это связано, во-первых, с ростом потребности в таких услугах в связи с общим повышением рождаемости в России; во-вторых, с тем, что в последние годы проведен ряд исследований, подтверждающих высочайшую эффективность инвестиций в ранний возраст для выравнивания стартовых возможностей детей, повышения качества последующего образования и качества человеческого капитала в целом. Многие развитые страны, опираясь на эти данные, сделали дошкольное образование всеобщим или стремятся к максимальному охвату детей вариативными программами раннего развития.

Дошкольное образование в большей степени, чем другие уровни системы образования, зависит от  заинтересованности и участия родителей. Оно представляет собой динамически развивающийся рынок услуг, пользующихся большим спросом, вариативных и ориентированных на ребенка.

С повышением образовательного уровня родителей возрастает активность семей в образовании детей. Современные российские родители стали активнее заниматься с детьми разными видами деятельности, которые обеспечивают готовность к овладению навыками успешного обучения в школе.

Родители все более ответственно подходят к выбору школы, уделяют много внимания поддержке обучения детей в начальных классах. Исследования показывают, что большинство родителей видят необходимость активно участвовать в образовании ребенка, как в дошкольный период, так и в старшей школе. Улучшились показатели наличия в семьях книг, журналов, компьютеров. Развиваются родительские клубы и сообщества, ориентированные на задачи воспитания и образования (Стратегия-2020).


2. Новая школа

По доступности среднего полного образования россия входит в число мировых лидеров, в знаниях и умениях по ряду предметов наши школьники превосходят учащихся многих развитых стран, достаточно высок уровень теоретической подготовки учителей, началось активное обновление инфраструктуры общего образования.

Сравнивая российскую систему образования с системами образования других стран, можно утверждать, что в основном она удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня для развитых стран. Это значит, что можно ставить задачу выхода нашей системы образования на лидерские позиции в мире, превращения ее в один из двигателей инновационного развития.

Однако с точки зрения достижения этой амбициозной цели беспокойство вызывают: недостаточный охват детей дошкольным образованием; высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных; недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок выпускников школ.

Причины отдельных неудовлетворительных результатов мы видим в обостряющихся проблемах сферы образования: неразвитости системы поддержки раннего развития детей; ограниченном предложении услуг дошкольного образования; ухудшении качества педагогического корпуса; росте межрегиональных и межшкольных различий в качестве образования; стагнации системы дополнительного образования и воспитания. Образование перестало выполнять функцию социального лифта, оно начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию.

Сеть образовательных учреждений не соответствует особенностям расселения, а содержание и формы образования — изменившимся запросам общества. Механизм единовременного обновления содержания образования через введение новых стандартов не работает.

В принятых Федеральных государственных стандартах начального и общего основного образования результаты образования сформулированы абстрактно и не могут быть использованы ни для обоснования стоимости условий реализации стандартов, ни для создания инструментария оценки качества образования. Расплывчатость и неконкретность при описании результатов образования делает невозможным введение системы оплаты труда учителя, учитывающей результативность.

Некоторые институциональные реформы не завершены. При этом в системе образования накоплена усталость от постоянных изменений и новых инициатив, усиливается имитация реформ. Ограничены автономия и возможность принятия эффективных решений на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Соответственно отсутствуют механизмы обратной связи и самокоррекции, которые позволяли бы системе оперативно адаптироваться к новым вызовам внешней среды. Поэтому система образования становится архаичной, отстает от современных реалий.

Школа утратила монополию на образование и социализацию детей и не умеет опираться на изменившиеся механизмы взросления и семейного воспитания. система образования не успевает обновляться, чтобы соответствовать технологическим, культурным и социальным изменениям, отвечать на новые потребности семей и детей.

Неотложной задачей является завершение модернизации материальной и информационной инфраструктуры дошкольного и школьного образования для достижения удовлетворительного базового уровня условий обучения во всех образовательных учреждениях.

Целями нового этапа развития образования должны стать: обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, усиление вклада образования в инновационное развитие россии, ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической среды (Стратегия-2020).


3. Дифференциация школ

На фоне общего роста имущественной и культурной дифференциации населения становится все более заметной и тенденция дифференциации школ по качеству образования. Выделяется сегмент школ (как сельских, так и городских), стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. В разных регионах России таких учреждений насчитывается от 4–5 до 25%.

В отдельных субъектах Федерации треть детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2011 г. получили на ЕГЭ по математике не более 45 баллов. В таких школах, как правило, почти нет отличников и участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Другая группа общеобразовательных учреждений — это школы повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов), которые обеспечивают высокий уровень подготовки и предоставляют широкий выбор дополнительных образовательных услуг. Количество таких школ в России растет в течение последних двух десятилетий на фоне общего сокращения школьной сети. Несмотря на то, что лицеи и гимназии составляют около 5% общего числа школ в стране, в них обучаются почти 13% всех учащихся в системе общего образования. Количество школ продвинутого уровня сильно различается по регионам.

Отсутствие четких критериев и прозрачной процедуры получения и подтверждения статуса учреждения повышенного уровня, законодательно установленных норм открытости данных о качестве программ и результатах обучения в них привело к росту числа гимназий и лицеев, не обеспечивающих высокого качества образования.

Между тем с начала 1990-х гг. сложилась практика финансирования школ продвинутого уровня по повышенному нормативу. Они, как правило, получали поддержку в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Направление ресурсов в сектор успешных школ увеличило разрыв между ними и отстающими школами, где обычно концентрируются дети из семей с низким социальным и культурным капиталом, но при этом не решило в полной мере задачу формирования «точек роста» и ресурсных центров территориальных сетей.

Дифференциация школ по качеству образования порождает конкуренцию за места, приводит к выстраиванию системы барьеров и селекции при поступлении (конкурсный отбор, тестирование) и создает почву для коррупции. Успешные и благополучные семьи всеми силами пытаются перевести детей из отстающих школ в школы с высоким качеством образования, что усугубляет дифференциацию.

Рассматриваемый тренд — один из наиболее опасных в современном образовании, он ведет к разрушению образа общедоступной качественной школы, формированию сегмента учреждений, которые будут нуждаться в глубокой социальной и педагогической реабилитации. При этом образование перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию (Стратегия-2020).


4. Внешкольное воспитание и образование

В советское время эффективность школы во многом определялась ее встроенностью в более широкую систему социализации, а функции воспитания детей и передачи им социального опыта были распределены между семьей, школой, системой дополнительного образования, детскими организациями, детским кинематографом, радио и СМИ.

В настоящее время эти «подпорки» или отсутствуют (разрушены), или не выполняют в прежней степени своих функций. Вся ответственность за социализацию и воспитание детей возложена на школу, которая испытывает очевидный дефицит, как современных воспитательных технологий, так и ресурсов, обеспечивающих их применение.

Международные исследования последних 40 лет свидетельствуют, что поддержка всех видов образования вне школы критически важна для психологического и социального развития детей, для их образовательных достижений.

Россия — одна из немногих стран, где обеспечивается государственное финансирование учреждений дополнительного образования детей. За последние десятилетия система дополнительного образования потеряла значительную часть кадровых и материальных ресурсов. Финансирование этих учреждений переложено с субъектов РФ на муниципальные образования, что явилось причиной дисбаланса между спросом семей на дополнительное образование и возможностями системы.

В сфере дополнительного образования становится заметной тенденция к снижению доступности услуг для детей, находящихся в неблагоприятном социально-экономическом положении. При этом исследования показывают, что участие во внешкольном образовании особенно важно именно для данной категории детей, так как оно компенсирует негативное влияние неблагоприятного экономического положения семьи, повышает шансы ребенка на успехи в школе.

Стагнация внешкольного образования и воспитания создает риски формирования у молодежи негативной социальной идентичности, распространения в подростковой среде таких форм девиантного поведения, как алкоголизм, употребление наркотиков, самоубийства, а также нарастания в обществе экстремизма, насилия и националистических настроений (Стратегия-2020).


5. Качество образования

Уровень знаний и умений российских школьников по ряду предметов выше уровня учащихся многих стран. Российские дети демонстрируют высокие результаты в международных исследованиях качества математического и естественнонаучного образования и чтения.

Доля учителей с высшим образованием в России выше, чем в развитых странах. При этом российские учителя в среднем несколько старше своих коллег. Имеющиеся данные позволяют утверждать, что проблема заключается не только в привлечении выпускников педвузов в школу, но и в их закреплении в профессии: за последние пять лет доля учителей со стажем до двух лет немного увеличилась, а со стажем от двух до пяти лет — сократилась. В стране практически не происходит обновление педагогического корпуса.

Для российского образования характерен так называемый двойной негативный отбор кадров: во-первых, в педагогические вузы идут, как правило, не «по призванию», а в связи с тем, что не удалось поступить в более престижные учебные заведения; а во-вторых, лучшие выпускники педвузов в силу малой привлекательности условий труда учителя (низкая заработная плата, отсутствие пространства карьерного роста и т. д.) не работают по специальности.

При значительной доле учителей пенсионного возраста и крайне медленном обновлении кадрового состава педагогических работников вложения в повышение их квалификации не могут быть эффективными. Существующая модель подготовки избыточного количества будущих учителей в специализированных вузах не позволяет преодолеть двойной негативный отбор и не обеспечивает профессиональную компетентность учителя, соответствующую современным требованиям.

Ключевым фактором, определяющим негативные тенденции, является низкая заработная плата педагогов. Конечно, размер оплаты труда в образовании зависит от уровня экономического развития страны, но (как видно из рисунка) уровень оплаты труда педагогов в нашей стране существенно ниже, чем должен был бы быть исходя из сложившихся в мире соотношений. Заработная плата учителя средней школы в России составляет 37% средней заработной платы занятых в экономике специалистов с третичным образованием
(Стратегия-2020).

Последний раз редактировалось Какой быть России? Вт сен 14, 2021 8:40 am, всего редактировалось 3 раз(а).

Сб янв 09, 2021 9:36 am
Цифры и факты

А. Основные показатели начального, основного и среднего образования в 2000-2001 и 2019-2020 гг (Т-7.8, 7.10, 7.11, 7-12)
1. Численность обучающихся, тыс. человек - 20550,2 и 16565,6
- в городах и поселках городского типа - 14446,4 и 12624,6
- в сельской местности - 6103,7 и 3941,0
2. Численность обучающихся, занимавшихся:
- в первую смену, млн. человек - 15.4 и 14.0
- во вторую и третью смены, млн. человек - 4.0 и 2.1
3. Численность учителей, тыс. человек - 1067,1 и 1083,3
- кол-во женщин в процентах - 87,8 и 88,3
4. Число персональных компьютеров в 2010 и 2019 гг, тыс. шт - 1169,8 и 2832,6
- имевшие доступ к сети Интернет - 611,0 и 2150,9

Б. Направления дополнительных образовательных программ для детей в 2017 и 2019 гг, тыс. человек (Т-7.13)
Численность учащихся по направлениям дополнительных образовательных программ для детей
- техническое - 1907,0 и 2401,4
- естественнонаучное - 2520,7 и 2773,5
- туристско-краеведческое - 1027,7 и 1120,6
- социально-педагогическое - 5579,2 и 6362,9
в области искусств
- общеразвивающие программы - 7350,4 и 7313,3
- предпрофессиональные программы - 853,4 и 1006,2
в области физической культуры и спорта
- общеразвивающие программы - 4721,9 и 4993,5
- предпрофессиональные программы - 1177,7 и 742,9


В. Структура затрат в области образования в 2019 году (Т-16.8)
Все затраты - 100
в том числе:
материальные затраты - 20.4
из них:
- сырье и материалы - 17.0
- топливо - 0.5
- энергия - 1.4
затраты на оплату труда - 38.7
страховые взносы в ПФ, ФСС, ФФОМС - 10.1
амортизация основных средств - 1.2
прочие затраты - 29.7


Источники:
1. Российский статистический ежегодник 1999 - https://rosstat.gov.ru/storage/mediaban ... k_2019.pdf

Последний раз редактировалось Какой быть России? Вт окт 12, 2021 2:37 pm, всего редактировалось 1 раз.

Сб янв 09, 2021 10:21 am
Три класса - и хватит!

Глава корпорации "Роснано" Анатолий Чубайс предложил правительству подумать над его предложением о частичном сворачивании бесплатного школьного образования.

Выступая в Екатеринбурге на конференции "Россия-2050", Чубайс отметил, что сейчас в стране молодёжь имеет слишком много "развращающих" возможностей учиться бесплатно.

"Образование - тоже ресурс, а значит, бесплатно его быть не должно, я имею в виду профессионального или углублённого образования. Сейчас у нас оно в качестве развращающего советского пережитка осталось и это даёт определённым кругам какие-то ложные надежды, что сын тракториста или слесаря может что-то от государства бесплатно хапнуть. Образование, квартиру, дальше что? Сейчас, к счастью, не Советский Союз, и мы с вами прекрасно понимаем, что это, так сказать, рабочие единицы и перспектива у них вполне определённая. И как вариант экономии - три класса им давать, остальное платно. Налоги посчитать сумеют и хорошо. Мы им не перекрываем возможности таким образом - кто хочет, будет вертеться, поднимется, я хочу сказать, что хватит тратить государственные деньги впустую", - сказал он.

Руководитель "Роснано" подчеркнул, что Россия должна сделать окончательный выбор в подобных вопросах и "прекратить играть в социализм" (1).


Источники:
1. Панорама - https://panorama.pub/19561-chubajs-pred ... ichit.html
Примечание: Панорама - сатирическое издание. Все тексты на этом сайте представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями.
Сб янв 09, 2021 10:22 am
Ответственность за учеников

Школа несет ответственность за учеников даже после окончания учебного дня, когда они находятся на территории образовательного учреждения. Об этом сообщил Верховный суд России (ВС), передает РАПСИ.

Верховный суд напомнил, что если вред ребенку или подростку был причинен под надзором образовательной, медицинской, или иной организации, то именно это учреждение отвечает за причиненный вред, если не докажет, что ущерб произошел не по их вине. ВС пояснил, что образовательное или иное учреждение обязано «осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под надзором данного учреждения» (1).

Источники:
1. LENTA.RU - https://lenta.ru/news/2019/12/02/schls/ ... =vkontakte
Сб янв 09, 2021 10:23 am
Прически школьников

Министр образования Красноярского края Светлана Маковская извинилась перед родителями четвероклассника из Сосновоборска, которого педагоги хотели отстранить от занятий из-за стрижки в стиле Златана Ибрагимовича, и признала прическу его личным делом.

«Надо понимать, что в период переходного возраста ребята выражают собственную индивидуальность путем нестандартных причесок, порой экстремального цвета волос. Таких учеников у нас много и среди них есть и круглые отличники, победители олимпиад, одаренные дети в различных областях — спорте, искусстве, культуре. Нестандартная прическа — это личное дело учеников», — заявила Маковская, ответив, что школа имеет право лишь рекомендовать учащимся определенные нормы делового стиля, и «не более того» (1).


Источники:
1. LENTA.RU - https://lenta.ru/news/2019/09/12/puchok/
Сб янв 09, 2021 10:23 am
Не окладом единым: в России захотели выровнять зарплаты учителей

Зарплаты российских учителей следует привести к единому знаменателю, для чего необходимо создать общую для всей страны систему оплаты их труда. С просьбой проработать этот вопрос в рамках нацпроекта «Образование» к правительству обратится Совет Федерации, сообщили «Известиям» в комитете СФ по науке, образованию и культуре. Реализация проекта, по оценкам сенаторов, может занять около года. Представители профессионального сообщества поддержали идею и выразили мнение, что зарплата педагогов должна быть в два раза больше минимального размера оплаты труда или не меньше двух прожиточных минимумов в регионе.

О том, что в Совфеде обсуждают вопрос об установлении единой отраслевой системы оплаты труда в образовании, «Известиям» сообщил зампред комитета по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов. По словам сенатора, одна из основных проблем, волнующих сегодня педагогическое сообщество, — отсутствие на федеральном уровне единой нормативно-правовой базы. Это в итоге приводит к «нерациональной дифференциации в вознаграждении воспитателей и учителей», подчеркнул он.

— Сегодня по законодательству систему оплаты труда в конкретном образовательном учреждении устанавливает его учредитель. В общеобразовательных школах им, как правило, выступает муниципалитет, но вопрос нормирования оплаты труда фактически осуществляет субъект РФ, — напомнил Виктор Смирнов.

В стране нет единой системы оплаты труда педагогов, поэтому за одинаковую работу учителя получают совершенно разные зарплаты. В некоторых регионах базовый оклад за норму педагогической нагрузки оказался меньше минимального размера оплаты труда почти в два раза.

— Такое положение дел совершенно недопустимо, поскольку каждый учитель, если вести речь об общем образовании, реализует единый федеральный государственный образовательный стандарт и должен за свой труд получать оплату, рассчитанную на основе единых принципов, — уверен сенатор. — Дифференциация становится злом, а не стимулом к развитию, когда в пределах даже одного субъекта оплата за норму педагогической нагрузки специалистов одной квалификационной категории, реализующих образовательные программы одного уровня, существенно отличается (1).


Источники:
1. Известия, 06.12.2019 - https://iz.ru/950183/liubov-lezhneva/ne ... .ru%2Fnews
Сб янв 09, 2021 10:25 am
Учебник по экономике

Москва. 6 февраля. INTERFAX.RU - Учебник "Экономика" для 10-11 классов за авторством доктора наук Игоря Липсица исключили из Федерального перечня учебников (ФПУ) из-за того, что он "не способствует любви к родине", пишет в среду "Коммерсант".

По сведениям газеты, издательство "Вита-Пресс" направило автору письмо с исправлениями, которые необходимо внести, чтобы учебник вернули в ФПУ. От Липсица потребовали "более корректного изложения современной экономической ситуации" и "исключения ряда вопросов для обсуждения, которые могут провоцировать негативную, неконструктивную дискуссию".

Вместо этого автора просят включить в свой курс сведения "о планах ближайшего экономического прорыва" и "об импортозамещении как одном из направлений современной экономической политики, формирующих у обучающихся чувство гордости за страну, сопричастности к происходящему".

Издательство ссылается на рекомендации Российской академии образования (РАО). При этом ранее, по словам Липсица, учебник получил от РАО и Российской академии наук положительную оценку. Однако потом Министерство просвещения заказало еще одну экспертизу, которую провели специалисты РАО и один преподаватель.
В РАО отказались комментировать рекомендации, которые получил автор учебника, переадресовав вопрос к Минпросвещения. Там же, в свою очередь, заявили, что не имеют отношения к приведенным выше формулировкам, и предположили, что за ними стоит издательство (1).

Источники:
1. INTERFAX.RU, 06.02.2019 - https://www.interfax.ru/russia/649404?u ... um=desktop
Вт сен 14, 2021 2:49 pm
Ольга Васильева - о ЕГЭ, зарплатах учителей и новых отметках в аттестатах

Вопрос из Мордовии: "В регионе оклад учителя за 18 уроков в неделю - всего 3,6 тысячи рублей. А средняя зарплата со всеми надбавками - 24,4 тысячи. Почему такая большая разница?"

Ольга Васильева: Мы сейчас боремся за то, чтобы 70 процентов фонда оплаты труда учителей гарантированно уходило на оклады за одну ставку, то есть за 18 уроков в неделю. И только 30 процентов должно выделяться на различные надбавки. Такие рекомендации регионы получают каждый год. Но проблема в том, что субъекты и муниципалитеты сами решают, как начислять оклады, надбавки и стимулирующие выплаты. Далеко не все эту пропорцию - "70 на 30" - соблюдают. Порой средняя по региону зарплата появляется в отчетах губернаторов только за счет того, что педагоги берут дополнительную нагрузку, работают на 1,5 ставки и больше.


Источник: https://rg.ru/2020/01/12/olga-vasileva- ... cenka.html
Вт сен 14, 2021 2:49 pm
Вопрос из Курска: Вопрос из Курска: "Когда учителей избавят от бумажной волокиты, бесконечных и бессмысленных отчетов?"

Ольга Васильева: Мы определили четыре документа, которые должны быть: рабочая программа по предмету, календарно-тематический план, электронный журнал, электронный дневник. Все. Любые другие бумаги - о субботниках, прививках, партах и тому подобное - не должны быть заботой учителя.
Мы опять же отправляем такие рекомендации в регионы каждый год. И видим, что они не выполняются. Поэтому сейчас работаем над поправками в ФЗ "Об образовании в РФ", которые закрепят правило "четыре документа для учителя" законодательно.
Кроме того, немного облегчить жизнь педагогам должны новые школьные стандарты (ФГОС). По сравнению с действующей версией они позволят снизить нагрузку по отчетности более чем на 30 процентов.


Источник: https://rg.ru/2020/01/12/olga-vasileva- ... cenka.html
Вт сен 14, 2021 2:50 pm
Вопрос: Стандарты должны заработать на полную катушку уже в 2021 году. Как они изменят школьную программу?

Ольга Васильева: Работа над обновленными Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) шла более полутора лет. И к концу января мы планируем ее закончить. Главное отличие от прошлой версии - мы прописали содержание по каждому предмету. Раскрыли подробно: что и в каком классе нужно дать ученику. Правила, темы, навыки… Но объем основного содержания предметов не изменился - с ним школа и так работает на протяжении многих лет.

Что мы добавили? То, без чего в современном мире уже нельзя. Например, ОБЖ: появились модули про безопасность на транспорте и в информационном пространстве. Технология. Здесь отдельный модуль про робототехнику, конструирование моделей и программирование. Информатика: соблюдать сетевой этикет, обеспечивать личную безопасность при общении в соцсетях. Зафиксированы изучаемые языки программирования. Это позволит в ближайшей перспективе перейти к компьютерной форме ЕГЭ.


Источник: https://rg.ru/2020/01/12/olga-vasileva- ... cenka.html

Сообщений: 15 Пред. 1, 2 След. Страница 1 из 2
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron