Средства массовой информации
"Средства массовой информации становятся светской религией, по существу заменяющей историческую традицию, национальные культуры, настоящие религии, семьи и друзей, как господствующая сила, создающая наши психические образы действительности. Но эти «средства» — не какой-нибудь Распутин со скрытой или явной политической целью. Они не левые и не правые. У них нет всеобъемлющей идеологии или программы" - Лестер Туроу
Здесь Туроу явно не досказывает самого главного: СМИ живут и здравствует за счет рекламы, а те, кто платят за рекламу имеют и идеологию, и программы, это они создают "светскую религию". Центральное место в этой религии - потреблять, потреблять и еще раз потреблять, потреблять во чтобы то ни стало, потреблять все, везде и всегда.
Чтобы прекратить рекламу по телевидению, которая стимулирует безудержный рост потребления, потребуется иная схема финансирования деятельности телевизионных компаний. Если исключить их этой схемы частные компании, которые готовы тратить свои деньги лишь на рекламу свой продукции, остается государство и граждане.
Государство – понятие абстрактное, в каждом конкретном случае его представляют облеченные властью люди, которые, естественно, имеют и свои личные интересы. Если кто-то из них будет решать вопросы финансирования телевидения, он ни за что не упустит из виду эти интересы. Пытаться устанавливать какой-то внешний контроль, видимо, бесполезно – ведь у контролеров тоже есть личные интересы.
Очевидно, что государственное финансирование должно быть рассредоточено между различными органами власти, которые могли бы заказывать телевизионные программы по своему профилю деятельности. Руководят этими органами люди с различными взглядами, и если даже они будут как-то отражаться в телевизионных передачах, решающего влияния на общество они оказать не смогут.
Граждане, разумеется, не будут выкладывать свои наличные для заказа или оплаты каких-то телевизионных программ. Но если на их личные социальные счета будут зачисляться на эти цели какие-то деньги, которые в случае неиспользования будут изыматься в бюджет, активность немедленно появится. В результате никакие рейтинги телевизионным передачам не будут нужны: их популярность будет измеряться суммами поступивших средств.