Справедливость и равенство

Ответить
Сообщений: 4 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
Пт янв 15, 2021 4:18 pm
Иван Ильин: "Однажды все народы поймут, что социализм и коммунизм вообще ведут не к справедливости, а к новому неравенству и что равенство и справедливость совсем не одно и то же. Ибо дело в следующем.

Люди от природы не равны: они отличаются друг от друга — полом и возрастом; здоровьем, ростом и силою; зрением, вкусом, слухом и обонянием; красотою и привлекательностью; телесными умениями и душевными способностями — сердцем и умом, волею и фантазией, памятью и талантами, добротою и злобой, совестью и бессовестностью, образованностью и необразованностью, честностью, храбростью и опытом. В этом надо убедиться; это надо продумать — раз навсегда и до конца.

Но, если люди от природы не одинаковы, то как же может справедливость требовать, чтобы с неодинаковыми людьми обходились одинаково... Чтобы им предоставляли равные права и одинаковые творческие возможности... На самом деле справедливость совсем и не требует этого; напротив, она требует, чтобы права и обязанности людей, а также и их творческие возможности предметно соответствовали их природным особенностям, их способностям и делам. Так, именно справедливость требует, чтобы законы ограждали детей, слабых, больных и бедных. Именно справедливость требует, чтобы способным были открыты такие жизненные пути, которые останутся закрытыми для неспособных. Подоходный налог устанавливает справедливое неравенство; напротив, «партийный билет» коммуниста устанавливает несправедливое неравенство.

Уравнивать всех и во всем — несправедливо, глупо и вредно. Но это не значит, что всякое неравенство будет справедливо. Есть несправедливые преимущества (напр. — безнаказанность влиятельных чиновников); но есть и справедливые преимущества (напр. — трудовые льготы беременным женщинам).

Бывают верные, справедливые неравенства (т. е. преимущества, привилегии, послабления, ограждения), но бывают и неверные. И вот, нередко люди, возмущаясь чужими, неверными привилегиями («это несправедливо»), начинают восставать против всяких привилегий вообще и требовать всеобщего равенства. Это требование несправедливо; оно проистекает из ожесточенного, и потому ослепшего сердца, а ожесточенное сердце не видит человеческого разнообразия и начинает «приводить всех к одному знаменателю».

Но помимо этого всеобщее уравнение вредно и в жизненном отношении; уравнять всех «наверх» (т. е. сделать всех одинаково образованными, хорошо одетыми, богатыми и здоровыми) — невозможно. Всякое преднамеренно-быстрое уравнение может двигаться только «вниз», понижая общий уровень (т. е. делая всех одинаково необразованными, плохо одетыми, бедными или больными)".

Последний раз редактировалось Какой быть России? Пт окт 15, 2021 9:33 am, всего редактировалось 7 раз(а).

Вт мар 23, 2021 11:04 am
Справедливость, как кажется, есть равенство, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется справедливостью, и так и есть на самом деле, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных. Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.
Люди поступают несправедливо по отношению друг к другу не только ради предметов первой необходимости, но также и потому, что они хотят жить в радости и удовлетворять свои желания. Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости. К тому же человеческая порочность ненасытна: сначала людям достаточно двух оболов, а когда это станет привычным, им всегда будет нужно больше, и так до бесконечности. Дело в том, что вожделения людей по природе беспредельны, а в удовлетворении этих вожделений и проходит жизнь большинства людей.
Основное во всем этом – не столько уравнять собственность, сколько устроить так, чтобы люди, от природы достойные, не желали иметь больше, а недостойные не имели такой возможности; это произойдет в том случае, если этих последних поставят в низшее положение, но не станут обижать (Аристотель).
Вс июн 06, 2021 12:35 am
Путь к справедливому неравенству

В реальности преобладает несправедливое неравенство, а самым желательным для общества является неравенство справедливое, и к нему нужно стремиться. Как, с помощью каких методов и средств зависит от множества конкретных обстоятельств возникновения неравенства. Рассматривать это множества скучно, утомительно и не очень продуктивно. Лучше обратиться к примерам, как такие проблемы могут решаться на практике. К счастью, для этого есть две книги выдающегося бразильского экспериментатора Рикардо Семлера (1,2). Тезисы из этих ниг рассматриваются на форуме "Поиск новых решений" - topic13691.html и topic13753.html


1. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире - http://mikrusian.narod.ru/Maverick.pdf
2. Выходные всю неделю. Бросая вызов традиционному менеджменту - https://www.labirint.ru/books/157688/
Ср окт 13, 2021 5:21 pm
Цели и средства. Люди от природы отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и умом, образованностью и опытом, волею и фантазией, совестью и бессовестностью. Справедливо ли требовать, чтобы с неодинаковыми людьми обходились одинаково, чтобы им предоставляли равные права и одинаковые творческие возможности? Наоборот, она должна требовать, чтобы права и обязанности людей, а также и их творческие возможности предметно соответствовали их природным особенностям, их способностям и делам. Такая справедливость идет на пользу всем, но она, естественно, порождает неравенство, и оно должно быть защищено законом и всей организацией общественного бытия. Если же неравенство не связано с личным трудом человека, то должны приниматься меры по снижению его уровня - topic13109.html.

Сообщений: 4 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron