В странах, где акцент делается на государственном контроле над здравоохранением, граждане с наибольшей вероятностью сталкиваются с "листами ожидания", нормированием услуг, ограничениями на выбор врача и иными препятствиями в сфере медицинской помощи (1).

Не все страны могут позволить себе тратить на здравоохранение 16% ВВП, поэтому вынуждены держать расходы на здравоохранением под государственным контролем, несмотря на то, что он приносит не только пользу, но и вред. И нередко звучат голоса, что вреда больше, чем пользы. Сопоставить и измерить их невозможно: это две стороны одной медали. Вопрос, видимо, не в том, больше или меньше государственного контроля, а в том в каком месте и какими средствами он осуществляется, все ли делается для того, чтобы этот контроль был более совершенным.

Проблема заключается в том, что государство может действует только только формальными средствами - с помощью законов и других нормативных актов. Эти законы не могут учесть индивидуальные особенности людей (возраст, состояние здоровья, семейное положение, доходы, заслуги) и ориентированы на средние показатели, которые рассчитываются на основе теории вероятности. На таком подходе основаны все системы страхования, включая медицинское. Они действуют по схеме: рост фактических расходов - перерасход средств (убыток) - увеличение финансирования. Процесс идет по возрастающей.

1. Здравоохранение в США и мире - topic4773.html