Социализм реформаторского типа

Ответить
Сообщений: 4 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
Чт авг 26, 2021 10:49 am
Николай Бердяев: "Вы любите противополагать либерализм и социализм как два вечно враждующих и несовместимых начала. Это так же относительно верно, как и все отвлеченные формулы. Идеология либеральная и идеология социалистическая образовались вокруг разных жизненных задач, пафос их имеет разные источники. Воля к свободе породила либеральную идеологию. Идеологию социалистическую породила воля к обеспечению хлеба насущного, к удовлетворению элементарных жизненных потребностей".

"И если либералами делаются те, у кого элементарные жизненные потребности удовлетворены и обеспечены и кто хочет свободно раскрыть свою жизнь, то социалистами делаются те, кому нужно ещё удовлетворение более элементарных жизненных требований. В перспективе индивидуальной социализм элементарнее либерализма. В перспективе же общественной это соотношение обратное. В принципе как будто бы мыслим либеральный социализм и социалистический либерализм".

"Социализм реформаторского типа может основываться на либеральных принципах, может мыслить социальное реформирование общества в рамках декларации прав человека и гражданина. Либерализм впитывает в себя элементы социализма. Социализм же делается более либеральным, более считается не только с экономическим человеком, но и с человеком, обладающим неотъемлемыми правами на полноту индивидуальной жизни, правами духа, не подлежащими утилитарным ограничениям".
Вс сен 12, 2021 12:41 pm
Либеральный социализм - что это такое?

Попытка разораться с этим вопросом была сделана мною в ноябре 2010 года в социальной сети Гайдпарк:

"Впервые словосочетание «либерально-социалистическая» я встретил в 1995 году в предисловии к книге Мориса Алле «Экономика как наука». Эти слова относились к общей философской позиции Алле, которая была представлена в предисловии следующим образом.

«Распределение доходов должно удовлетворять, - считает Алле, - двойному условию: обеспечивать достаточное стимулирование эффективности, быть социально приемлемым». Эта двуединая задача выходит за рамки и либерально-рыночной, и традиционной социалистической парадигмы. Проблема заключается в том, чтобы видоизменить «распределение доходов в политически желательном направлении без того, чтобы были подорваны условия функционирования экономики рынков, ибо только она может обеспечить эффективность». Эту проблему должны решать и экономисты, и правительства.

В своих работах Алле постоянно подчеркивает необходимость перераспределения доходов, а тем самым и имеющейся покупательной способности в «нужных пунктах», ибо последняя является «суверенным двигателем конкурентного механизма». Как он считает, «децентрализованная и конкурентная организация экономики не только не противоречит сознательному вмешательству общества в соответствии с планом, но, напротив, требует его».

По мнению Алле, институциональные рамки экономики рынков должны быть глубоко реформированы с тем, чтобы не порождать не заработанных доходов и не способствовать образованию монополистических и технократических элит. Деньги должны зарабатываться трудом, а не доставаться путем получения даровых доходов. Нужно положить конец эксплуатации путем сговора плутократии, технократии и политократии.

Свое предисловие к книге Алле И. Егоров назвал «Феномен Мориса Алле». И вот что удивительно. Нобелевская премия по экономике была присуждена Морису Алле в 1988 году за работы, выполненные в 1943 году – 45 лет спустя. Либерально-социалистические идеи были высказаны в конце 60-х годов, и тогда казались парадоксом. А прошло сорок с лишним лет, и что же? Сейчас одному человеку не под силу не то что прочитать, а даже скачать в свой компьютер материалы на эту тему. Может феномен Мориса Алле и в том, что он смотрит на полвека вперед?

Я думаю, будет очень интересно разобраться, что же такое «либеральный социализм». А вдруг это наше будущее? И предлагаю сделать это сообща в рамках этой темы".

Последовала оживленная дискуссия, которую можно посмотреть здесь - https://vk.com/topic-21758_23774917

Эта дискуссия, пожалуй, еще интересна тем, что показывает, как деградировали социальные сети интернета за 10 лет.
Вс сен 12, 2021 12:49 pm
Общественно-экономические формации

Развитие общества "в результате роста уровня производительных сил и борьбы антагонистических классов", как считают марксисты, проходит через следующие общественно-экономические формации:
- Первобытно-общинный строй. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.
- Рабовладельческий строй. При рабовладении уже существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия».
- Феодализм. Феодалы владеют землей, сельскохозяйственное производство ведется трудом зависимых от феодалов крестьян.
- Капитализм. Капиталисты владеют средствами производства, рабочие не владеют средствами производства и работают на капиталистов по найму.
- Социализм (первая стадия коммунизма). Средства производства принадлежат государству, рабочие получают заработную плату и "бесплатные" социальные блага - образование, медицинские услуги, пенсии и другие.
Чт сен 16, 2021 11:58 am
"Формирование" формаций

Даже из очень краткого и неполного описания формаций можно подметить некоторые закономерности.
Каждая формация характеризуется формой собственности на средства производства и характером труд. При социализме, также как и при капитализме использовался наемный труд, но он не указан, видимо, по политическим соображениям. Сделана подмена: "рабочие получают заработную плату и "бесплатные" социальные блага - образование, медицинские услуги, пенсии и другие".

Собственность на средства производства может быть коллективной, частной и государственной.Труд может носить "всеобщий характер", рабский, зависимым от собственников средств производства, и наемным.

Из истории мы знаем, что переход от одной "долгоживущей" формации к другой не происходил мгновенно, а занимал столетия, за исключением лишь социализма.

Социализм был установлен по историческим меркам мгновенно, поэтому нужно было лишь отобрать у частных владельцев их собственность. Для этого достаточно было одного решения Съезда рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Труд как был, так и остался наемным, а именно этот "формационный элемент" требует на свое изменение много времени, потому что меняет образ жизни миллионов людей.

Капитализм - не конец истории, если сохранится человеческая цивилизация, то будет и следующая формация. Какой она будет, какая форма собственности и какой характер труда будут ее определять?

Сообщений: 4 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron