Юрий осипов: Ничего не скажешь, хорошо быть человеком экономическим, научным, технологическим, т.е. человеком-творцом, свободным от каких бы то ни было ограничений, кроме материальных, к тому же непременно пока преодолеваемых. Человек этот созидает свой мир, ориентируясь лишь на свои потребности, которые тоже он же и созидает, причем даже не в актах откровения, а попросту выдумывая. Ум человеческий направлен исключительно на созидание потребностей, которые уже давно перешли границу естественных потребностей, став потребностями не-естественными, искусственными, а во многом и противоестественными.

Человек этот создает свой т.е. неестественный и противоестественный мир. Так или иначе, но такой мир обязательно встретит препятствие себе в лице самого себя, а поэтому будет вынужден отступить перед первомиром, т.е. перед естеством, либо с большим - и очень большим - грохотом погибнуть.

Нам представляется, что человек экономический, человек научный, человек технологический кончает человека в человеке, переводя его в какое-то особое, уже не-совсем-человеческое бытие. Признаки обессмысленного существования человека в рамках экономической цивилизации давно уже налицо. Если что еще существует, то уже не-совсем-человек или более -уже-не-человек. Игра в потребности оборачивается игрой в жизнь, а игра в жизнь - игрой с жизнью.


Диагноз. Такая безрадостная картина "противоестественного мира" и бессмысленного существования человека требует объективного анализа. Он может быть основан на посылке, что все общественные явления имеют свои причины и следствия. Если последовательно идти (конечно же мысленно) от следствия к причине, то мы окажемся на каких исходных позициях, углубляться в которые не имеет смысла. Это или объективные истины, независимые от человека или положения, установленные самим человеком. Это те самые постулаты, о которых говорилось выше. Постулат, который является истоком современного "противоестественного мира" является индивидуализм.

Лечение. Именно индивидуализм создал мир, в котором человек целиком и полностью ориентируется на экономические потребности, потому что социальным и духовным потребностям в индивидуалистическом обществе нет места. Чтобы выйти из тупика экономической цивилизации необходим переход к социальному обществу, понимая социальность как ее определил Владимир Даль - "общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни". Но это, не "крайний социализм", который "впадает в коммунизм" и требует упразднения всякой частной собственности на общую пользу.