В.В. Кульков: При внимательном рассмотрении оказывается, что собственность имеет несколько цивилизационных аспектов.

Экономический (социально-экономический) аспект собственности раскрывается прежде всего через отношения социально-экономического присвоения, устанавливающиеся между различными субъектами экономики и облекающиеся далее в разнообразные формы и права собственности.

Материальный аспект собственности проявляется в материально-вещественном содержании объектов собственности (средства труда, предметы труда, предметы потребления, недвижимость и т.д.

Социокультурный аспект собственности связан с господствующей в обществе системой традиционных ценностей, санкционирующей то или иное отношение к собственности.

Как в свое время отмечал Сергей Булгаков, наилучшей из хозяйственных форм, как бы она не называлась и какую бы комбинацию... частной и общественной собственности она не представляла, является та, которая наиболее обеспечивает для данного состояния личную свободу как от природной бедности, так и от социальной неволи... Это есть область релятивизма средств, при неизменности целей.


Отношение к собственности. По Конституции РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Часть российского общества за капитализм, то есть за частную собственность, другая - за социализм с государственной собственность. Если судить по опросам, между этими частями имеется примерное равенство. Никто не ведет поиск комбинации частной и общественной собственности, которая бы "наиболее обеспечивала для данного состояния личную свободу как от природной бедности, так и от социальной неволи". Никто не обращается к трудам выдающихся мыслителей России, которые в свое время размышляли над этой проблемой и предлагали свои решения.

Духовно-нравственные ценности. В мае 2015 года Правительством РФ утверждена "Стратегия развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года . Как говорится в документе, "стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством". Если эти ценности - реальность общественной жизни, цели стратегии понятны: нужно в этом духе воспитывать детей детей, обеспечивая преемственность. А если реальность вывернута наизнанку?