Во второй половине XX в. рынок стал развиваться не только в отношениях между субъектами рынка. Он стал проникать во внутренние отношения субъектов рынка. Тем самым возник новый тиа рынка - "внутренний", "сжатый", "плановый" и т.п. Главное то, что внутреннюю организацию фирм стали базировать на рыночных принципах.

Вместо жестких административных отношений внутри фирм стали все более широко внедрять рыночные отношения между частями единого целого. Тем самым признали право на внутрифирменное предпринимательство, на поиск, творчество при соответствующей ответственности за принятые решения.

Внутрифирменный рынок организован на трех уровнях: нижний - центр затрат, средний - центр прибыли, высший - центр инвестиций. Непосредственным производителям товара (подразделениям предприятия) устанавливаются издержки и строго контролируют их осуществление. Предприятиям дают прибыли как ориентиры на основе особых цен. Основная же прибыль, как частично и амортизационные отчисления, аккумулируется на высшем уровне фирм. И все это управляется системой трансферных цен, осуществляющих внутрифирменные трансакции с позиции общих интересов ее собственников (А.Г. Войтов. и А.Г. Калашников).


Трансферт социализма. Потребность в трансфертных ценах возникла в связи с укрупнением хозяйственных организаций, а причина укрупнения заключается в том, что для выпуска объемной и сложной продукции с большим производственным периодом требуется участие большого числа исполнителей, и рыночный механизм начинает отказывать. Но внутрифирменный рынок с установленим цен и контролем издержек - это социализм в пределах одной крупной организации со всеми вытекающими последствиями. Но этот социализм намного хуже, чем бывший советский социализм: прибыль идет не государству во благо всего народа, а собственникам капитала.