1. Социальное неравенство

Россия отличается высоким уровнем дифференциации по до‑ ходам, в основе которого на макроуровне лежит высокая межотраслевая и внутриотраслевая дифференциации оплаты труда, разрыв между средней пенсией и средней заработной платой.

Межотраслевая дифференциация заработной платы обусловлена как различиями в экономическом положении отраслевых групп, имеющих разную экономическую значимость, так и конкурентоспособностью производимой продукции. В отраслях с самой высокой заработной платой ее уровень превосходит средний по экономике как минимум в 1,2 раза. В эту группу входят добывающие, инфраструктурные отрасли и государственное управление.

«Средняя» группа образована отраслями обрабатывающей промышленности и строительством. В «низшей» группе представлены отрасли бюджетного сектора, а также торговля, общественное питание, гостиничный и ресторанный бизнес.

Из бюджетных сфер в данную группу не попадает только бо‑ лее высокооплачиваемый сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности. Особо низким статусом обладает сельское хозяйство, в котором средняя зарплата состав‑ ляет лишь 43% от среднероссийского показателя.

Наиболее значимый вклад в неравенство вносит внутриотраслевая дифференциация заработной платы. В последний пред‑ кризисный год самую высокую дифференциацию оплаты труда — с коэффициентом фондов на уровне более 25 раз — имели три вида экономической деятельности, каждый из которых связан с сектором услуг: 1) финансовый сектор; 2) торговля и об‑ щественное питание; а также 3) предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Существенный вклад в неравенство вносит неразвитость ме‑ ханизмов выравнивания доходной обеспеченности на различных этапах жизненного цикла (ипотечное кредитование, включая обратную ипотеку; накопительная часть пенсии; образовательные кредиты) и содействия трудовой миграции.

Легитимность неравенства определяется не только его глу‑ биной, но и обуславливающими его факторами. С точки зрения населения, нелегитимными факторами неравенства являются территориальные различия в доходах и отраслевые различия в заработках на однотипных рабочих местах. При этом наблюдается ослабление или полная «закупорка» социальных лифтов: участие на рынке труда перестает быть гарантией безбедного существования (типичный российский феномен — «работающие бедные»). Это снижает стимулы к труду, способ‑ ствует расширению зоны «застойной бедности».

Результатом сложившейся в последние 5–7 лет ситуации выступает ухудшение социально-психологического состояния россиян, несмотря на выход страны из кризиса. Замедление темпов роста доходов населения привело к значительному обострению восприятия проблем неравенства в обществе на фоне существующих институциональных ограничений, снижающих социальную мобильность, ограничивающих возможности создания собственного бизнеса и создание новых рабочих мест (Стратегия-2020).


2. Неравенство и бедность

Основные проблемы: доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снижается, но неравенство и острота его восприятия растут, не снижается субъективная бедность; растет доля экономически неактивного населения трудоспособного возраста, началось межпоколенное воспроизводство бедности; в структуре бедных повышается доля семей с детьми и работающих.

Наращивание расходов по традиционным направлениям социальной политики не позволяет снизить социальные напряжения в рамках модели поддержки по категориальному принципу, а не на основе определения нуждаемости. адресные программы для бедных должны стать приоритетными в системе социальной защиты. При развитии адресных программ поддержки бедных необходимо использовать механизм предоставления помощи на основе социальных контрактов и введение индикативного теста на проверку нуждаемости.

Несмотря на то, что доля крайне бедного населения существенно сократилась, проблема преодоления экстремальной бедности остается актуальной, в том числе и в части ликвидации голода и недоедания наиболее уязвимых групп населения, а также обеспечения минимально приемлемого уровня текущего потребления.

Необходимо обеспечение мер по преодолению экстремальной бедности посредством внедрения программ минимального гарантированного дохода и продуктовых талонов для лиц, находящихся в состоянии крайней бедности, а также решение проблем бездомности.

Необходимо существенное увеличение пособия для детей из бедных семей при усилении адресности выплаты и увеличение стандартных вычетов по ндФЛ до размера прожиточного минимума. • в сценарии радикального реформирования системы социальной защиты предлагается создание универсального пособия для бедных слоев населения, выделяемого на адресной основе и объединяющего множество нынешних разрозненных выплат. альтернатива — развитие профилированной системы пособий, сочетающей принципы категориального подхода и контроля доходов. •

Предлагается разработать и внедрить шкалы эквивалентности доходов и профилированные линии бедности, ориентированные на мониторинг абсолютной и относительной бедности, социальной исключенности и социальной напряженности, что позволит интегрироваться в систему мониторинга ОЭср .

Должна быть увеличена прогрессивность налоговой системы за счет введения налога на недвижимость и увеличения стандартных вычетов по НДФЛ (нынешняя налоговая политика не способствует сокращению неравенства) (Стратегия-2020).


3. Бедность

Среди бедных увеличивается доля групп, где бедность наиболее опасна по своим социальным и экономическим последствиям, и прежде всего — в семьях с детьми и среди работающих. В общей численности домохозяйств семьи с детьми до 16 лет составляют 35%, тогда как среди бедных вес этой группы достигает 55%, а среди крайне бедных (имеющих менее половины прожиточного минимума) — 66%.

Концентрация детей в бедных домохозяйствах приводит к падению качества человеческого потенциала страны в будущем. Несмотря на существенный рост минимальной заработной платы около трети работников получают заработную плату менее 1,5 прожиточных минимумов, почти каждый пятый работник получает заработную плату ниже прожиточного минимума. Решить проблемы этой части бедных мерами социальной политики невозможно не только по причине бюджетных ограничений, но и в силу экономической нецелесообразности.

В составе бедных растет доля экономически неактивного населения трудоспособного возраста. Началось межпоколенное воспроизводство бедных с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности. Эта проблема затрагивает прежде всего мужчин 20–24 лет, а также лиц обоего пола старше 50 лет. Развитие данной тенденции чревато ростом числа получателей трансфертов и люмпенизированного населения.

Группа, применительно к которой можно говорить о носителях субкультуры бедности территориально распределена практически поровну между городами и сельской местностью, хотя фиксируется тенденция медленного смещения ее в города, особенно крупные, где она начинает формировать массовое «городское дно», ранее отсутствовавшее в российском обществе в таком виде и масштабе.

Основой для расширенного воспроизводства в будущем этой группы выступает хроническая бедность — по оценкам экспертов, зона хронической (а не ситуационной) бедности охватывает порядка 7–10% населения страны. Застойная бедность не преодолевается за счет эффектов экономического роста и системы социальных пособий. Для ее сокращения требуются более сложные и дорогостоящие социальные технологии, среди которых профилактические меры — наиболее дешевые.

Катализатором бедности является ситуация на рынке труда и слабая социальная поддержка бедных: 35% дефицита доходов обусловлены низкой заработной платой; 6% — слабой поддержкой зарегистрированных безработных; 22% — отсутствием работы у трудоспособных; 25% — слабой социальной поддержкой семей с детьми; 12% — остальными факторами.

Наиболее тревожным является тот факт, что наращивание расходов по традиционным направлениям социальной политики перестает способствовать как снятию социального напряжения, так и статистическому улучшению ситуации с абсолютной бедностью. Основной причиной того, что рост расходов на социальную политику не приводит к симметричному сокращению абсолютной бедности, является выделение ресурсов на основе принадлежности граждан к определенной категории (поддержка статусных групп), а не на основе определения нуждаемости (Стратегия-2020).


4. Бездомность

Социально‑экономические реалии страны (безработица, упадок села, алкоголизм, кризис семьи и другие факторы), отсутствие эффективной социальной политики и паспортно‑регистрационная система порождают и воспроизводят бездомность.

На сегодняшний день можно выделить следующие группы лиц с наибольшем риском бездомности: лица, освобождающиеся из мест лишения свободы; выпускники учреждений для детей ‑ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; женщины, пострадавшие от насилия; люди, страдающие психическими расстройствами; а также внутренние трудовые мигранты и граждане других государств, попавшие в трудную ситуацию в России. Большинство бездомных людей — это мужчины трудоспособного возраста.

Смертность и инвалидизация среди бездомных очень высока. В связи с отсутствием формы регистрации, не связанной с конкретными помещениями или учреждениями, граждане, не имеющие места жительства и места пребывания, не охватываются существующей регистрационной системой. В то же время, к наличию регистрации фактически привязаны механизмы реализации практически всех прав и свобод человека и гражданина.

Бездомные сталкиваются со многими барьерами, в том числе отсутствием средств, необходимых на восстановление паспорта, отсутствием доступа к еде, питьевой воде, невозможностью самостоятельно сделать запросы в органы исполнительной власти и собрать все необходимые справки и документы, ностью добраться до инстанций в связи с отсутствием средств на оплату транспорта, соблюдать санитарно‑гигиенические нормы и т. д.

Бездомным проблематично официально трудоустроиться без регистрации по месту жительства или пребывания. При этом встать на учет в качестве безработного возможно, только имея регистрацию по месту жительства. В результате недоступности амбулаторной и плановой стационарной помощи, которая предоставляется при наличии полиса ОМС (а для этого необходим паспорт), в больницы бездомные попадают только в крайне тяжелых случаях, часто становясь инвалидами.

Бездомные люди практически не имеют доступа к существующей системе соци‑ альной защиты населения. Социальные услуги (пособия, выплаты и компенсации, в том числе на детей) для бездомного и чело‑ века без регистрации и членов его семьи недоступны. Кроме того, действующие программы недостаточны, чтобы поддержать человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, и, тем более, дать ему возможность эту ситуацию преодолеть.

В этих условиях гражданин без регистрации и его семья находятся в состоянии крайней бедности и депривации, они фактически лишены источников дохода и не могут поддерживать достаточный жизненный уровень (Стратегия-2020).