1. Изъяны пенсионной системы

Российская пенсионная система является многоуровневой и состоит из нескольких компонентов:
• распределительной системы, основанной на принципе солидарности поколений и включающей фиксированную базовую часть, дифференцированную по возрасту, степени утраты трудоспособности и количеству иждивенцев, и страховую часть, зависящую от суммы уплаченных взносов, отражающих трудовой вклад работника, и ожидаемого периода выплаты пенсии. Фактически это разделение остается, несмотря на то, что два года назад формально было отменено;
• накопительной системы, основанной на принципе индивидуального накопления средств для финансирования будущей пенсии.

Однако в реальности каркас пенсионной системы по-прежнему составляет солидарная часть, нивелирующая размер пенсии по отношению к реальному материальному вкладу работников. Вместе с тем современной российской рыночной экономике свойственна значительно более высокая дифференциация доходов, чем наблюдалась в СССР.

В результате пенсионная система отсекает значительную группу населения с относительно высокими доходами, у которой при этом сложились относительно высокие стандарты жизни. Индивидуальные коэффициенты замещения для этой группы значительно ниже, чем средний коэффициент замещения пенсионной системы, что дестимулирует участие среднего класса в пенсионной системе. В этом самое явное проявление перерождения пенсионной системы — от пенсионного страхования различных доходных групп к защите от бедности.

Таким образом, пенсионная система несимметрична по отношению к различным доходным группам:
• низкооплачиваемым работникам адресована солидарная система, которая поддерживает уровень пенсий на прожиточном минимуме пенсионера или несколько выше;
• высокодоходные социальные группы практически не участвуют в пенсионной системе и формируют свои пенсионные стратегии за ее пределами;
• среднедоходные социальные группы оказываются в промежуточном положении: их социальные притязания выше, чем размер пенсий, формируемых в солидарной системе, но потенциал для формирования самостоятельных накоплений за пределами пенсионной системы недостаточен. При этом основной тенденцией является увеличение доли в экономике и среди пенсионеров именно этих групп.

Другой изъян - пенсионная система не создает эффективных стимулов к формализации рабочих мест. В неформальном экономическом секторе российской экономики сегодня занято более 12 млн чел., которые не уплачивают или уплачивают лишь частично взносы в пенсионную систему и тем самым не участвуют в формировании солидарного пенсионного фонда. Согласно опросам, лишь 40% работников подтверждают, что взносы с их заработной платы в пенсионную систему уплачиваются в полном объеме. Однако пенсионное законодательство предоставляет им значительные пенсионные гарантии: минимальный стаж работы для получения трудовой пенсии составляет всего 5 лет, а действующая пенсионная шкала остается достаточно плоской, и такие работники немного теряют в размере трудовой пенсии от низкого стажа; фактически пенсионные средства перераспределяются в их пользу.

И третий изъян - пенсионная система способствует сохранению высокой доли рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями производства, предоставляющими право досрочного выхода на пенсию. Унаследованная с советских времен система досрочных пенсий не создает стимулов для замещения рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями производства местами с нормальными условиями. Если за рубежом право на досрочную пенсию имеют 3–4 профессиональные группы, то в России число профессий и производств, работа в которых дает право на досрочную пенсию, составляет около 2 тысяч, объединенных в 27 групп получателей.

Фактически досрочные пенсии выполняют роль дополнительного вознаграждения за работу в «списочных» производствах, профессиях и регионах, выравнивая их привлекательность на рынке труда. Таким образом, поддерживается система кросс-субсидирования работников большого числа специальностей (список № 1), в том числе значительного числа работников бюджетного сектора (список № 2).

Другая крупная группа работников, имеющих право на досрочное пенсионирование,— занятые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Численность работников, имеющих такое право на досрочный выход на пенсию, составляет более 16 млн чел., численность получателей пенсий по данному основанию — около 2,5 млн чел. Так же, как и в предыдущем случае, почти 60% вышедших на досрочную пенсию «северян» продолжают работать на прежних местах (Стратегия-2020).


2. Финансовый дефицит пенсионной системы

Проблема растущего финансового дефицита пенсионной системы стимулирует поиски способов снизить ее несбалансированность. В то же время стратегические — институциональные и структурные — вопросы отошли на задний план и либо не рассматриваются вообще, либо обсуждаются в сугубо академическом ключе. Очевидно, однако, что в долгосрочном и даже среднесрочном периоде достигнуть сбалансированности пенсионной системы за счет исключительно фискальных и перераспределительных мер не удастся. Такой подход не учитывает не только долгосрочные вызовы пенсионной системы, но и структурные аспекты — меняющуюся структуру потребностей пенсионного обеспечения.

Несмотря на то, что за последние двадцать лет пенсионная система несколько раз подвергалась реорганизации, по сути она остается слегка модифицированной советской системой. Ее основу составляет стандартный солидарный принцип. Начавший формироваться после 2002 г. накопительный компонент все еще крайне слабо развит и законодательно, и институционально.

Высока доля досрочных пенсий, часто выполняющих роль не столько пенсионного страхования, сколько повышения конкурентности на рынке труда определенных профессий, считающихся важными по тем или иным причинам.

Одновременно можно с уверенностью констатировать, что российская пенсионная система все в меньшей степени выполняет роль страхования доходов при выходе на пенсию и все в большей степени становится системой защиты от бедности пенсионеров. При этом Россия уже сегодня стала страной с одним из самых высоких уровней обложения фонда оплаты труда обязательными взносами на пенсионное обеспечение. Российская реформа страховых взносов идет вразрез с мировыми тенденциями и нетипична для стран догоняющего развития, стремящихся повысить конкурентоспособность своих производителей.

Таким образом, проблемы пенсионной системы нельзя рассматривать как преимущественно фискальные, они все больше становятся макроэкономической и системной проблемой экономики (Стратегия-2020).


3. Реформа пенсионной системы

Пенсионная система россии остается лишь слегка модифицированной советской, ориентированной на низко- и среднеоплачиваемых работников и низкую дифференциацию доходов. Пенсионная система не приспособлена к удовлетворению потребностей растущего среднего класса, который выполняет в ней лишь роль донора, не создает стимулов к легализации зарплат и сокращению рабочих мест с вредными условиями производства.

Россия является на сегодняшний день страной с весьма высоким уровнем взносов на пенсионное обеспечение, однако уровень реальных пенсий низок. При этом от системы, формирующейся по страховому принципу, российская пенсионная система идет к системе, ответственной только за защиту от бедности.

Цели предлагаемой реформы: адекватность размеров пенсий, посильность бремени их финансирования, долгосрочная устойчивость системы, адаптивность. налоговая нагрузка на бизнес может быть снижена до 20–22%.

Необходимо сформировать комплексную пенсионную систему для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий — с опорой на накопительный сегмент, при условии совершенствования его институтов).

Необходимо радикальное повышение прозрачности пенсионной системы, в т. ч. посредством получения гражданами понятной информации об инвестиционных стратегиях и результатах вЭБа и нПФ.

Следует провести мягкое реформирование системы досрочных пенсий с введением и постепенным повышением дополнительного страхового тарифа для работодателей с соответствующими рабочими местами (дифференцированно по спискам № 1–2). Одновременно должна заработать простая и понятная система переаттестации рабочих мест с вредными условиями труда.

Необходимо плавное повышение пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и женщин к 2030 г. (Стратегия-2020)