1. Рынок труда

Основные макроэкономические показатели рынка труда (уровни занятости и безработицы) находятся на хорошем уровне. Проблемой является качество рабочих мест, неблагоприятные изменения происходят в структуре занятости, растет удельный вес неформального сектора, бюджетный сектор остается чрезмерно большим.

Темп создания новых рабочих мест недостаточен для модернизации экономики и остается низким в сравнении с ведущими странами. Реаллокация рабочей силы со старых рабочих мест на новые идет медленно, хотя межфирменная мобильность рабочей силы высока. Трудовые издержки предприятий растут и дестимулируют создание новых рабочих мест.

Трудовое законодательство остается избыточно жестким, содержит многочисленные противоречия с другими разделами законодательства, применяется не полностью и выборочно. Это нарушает условия конкуренции, ослабляет социальную защиту работников и формирует антистимулы к созданию рабочих мест.

В политике на рынке труда наступила пора перейти от защиты рабочих мест к защите работников на рынке труда. нормы Трудового кодекса должны стать более простыми, прозрачными и менее обременительными, но полностью соблюдаться. в законодательство следует ввести нормы, обеспечивающие институциональное разнообразие форм занятости, особенно постиндустриальных: неполное рабочее время, заемный труд, дистанционная занятость, гибкие графики.

Целесообразно усилить роль служб занятости, перевести выплату пособий по безработице на страховые принципы, готовить условия для реализации активных программ, ввести опережающее консультирование работников службой занятости.

Следует создать национальную систему квалификаций и профессиональных стандартов, которая заменит ЕТКС (Стратегия-2020).


2. Диспропорции на рынке труда

Возникла и углубляется диспропорция на рынке труда. Квалифицированные рабочие стали дефицитом, при этом система об‑ разования не может «поставить» на рынок необходимых работников. С другой стороны, растет «навес людей с дипломом о высшем образовании». Это выпускники с развитыми социальными навыками и большими запросами, но низким профессиональным уровнем. Они предъявляют высокие требования к уровню ожидаемого вознаграждения и качеству рабочего места (отсутствие ручного и монотонного труда, высокая доля коммуникации, гибкий график).

Дефицит квалифицированных исполнителей не может быть смягчен за счет миграционного притока — структура мигрантов за последние годы заметно ухудшилась. Если крупные корпорации пытаются создать собственные системы подготовки (переучивания) квалифицированных кадров, то малый и средний бизнес обречен при существующем положении дел на низкое ка‑ чество работы и повсеместное отступление от технологий.

Рост сектора корпоративного образования характеризуется сравнительно противоречивыми показателями. С одной стороны, по данным Росстата, в среднем по стране расходы на дополнительное образование работников составляют только 0,4% от общих расходов предприятий на персонал. С другой стороны, две трети работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений.

В целом, в отношении т. н. непрерывного образования Россия по доле обучающихся отстает от большинства развитых стран. Для достижения их уровня включенности граждан в непрерывное образование общая численность лиц, ежегодно проходящих повышение квалификации и профессиональную переподготовку, должна составлять не менее 15 млн человек, а для выхода на показатели лучших по развитию непрерывного образования стран — свыше 25 млн чел.

В ряде стран вступление в трудовую жизнь часто происходит после завершения учебы, в то время, как в других странах учеба и работа часто совмещаются. Программы учебы‑работы, довольно распространенные в европейских странах, представляют собой хорошо структурированные пути профессионального обучения, дающие общепризнанную профессиональную квалификацию (Стратегия-2020).


3. Динамика структуры занятости

Изменения в структуре занятости не всегда являются позитивными. Во время экономического роста 2000‑х гг. об‑ щая численность занятых в экономике росла, но занятость в корпоративном секторе (в организациях со статусом юридического лица) сокращалась. При этом росла численность занятых в некорпоративном, в неформальном секторе экономики, отличающимся низкой производительностью, использованием примитивных технологий и отсутствием социальной защиты. Даже в этот период российская экономика не реагировала на экономический рост созданием новых рабочих мест, а продолжала (и продолжает) уходить в тень.

В целом динамика структуры занятости отражает неблагоприятные тенденции в российской экономике: отсутствие движения в направлении модернизации и недостаточный рост эффективности производства. Модернизирующаяся и реструктуризирующая‑ ся экономика должна генерировать новые рабочие места более высокого качества, чем имеющиеся (более технологически про‑ двинутые, высокопроизводительные, требующие высокого уров‑ ня образования и квалификации).

Интенсификация создания новых рабочих мест — ключ к ре‑ шению многих проблем рынка труда, профессионального образования и социальной политики в целом. Именно создание рабочих мест определяет структурный «заказ» на специалистов и квалифицированных работников в системе профобразования и задает границы спроса со стороны рынка труда на работни‑ ков‑мигрантов.

Спрос на труд производен относительно спроса на товары и услуги, производимые в стране. И если спрос на последние в экономике слаб, рынок труда сам по себе не может это исправить. Исправление указанных структурных недостатков зависит не столько от настройки институтов рынка труда, сколько от функционирования рынков товаров и капитала, общей институциональной среды, качества инвестиционного климата. Прямое государственное финансирование создания рабочих мест способно не исправить, но скорее усугубить ситуацию, искажая реальную картину рыночного спроса и цены труда.

Несколько особенностей рынка труда угрожают экономическо‑ му росту:
• неблагоприятные демографические тенденции, проявляющиеся в начинающемся сокращении численности экономически активного населения;
• рост издержек на труд, связанный с низким уровнем конку‑ ренции на рынке труда и с постепенным укреплением рубля.
Эти тенденции носят долгосрочный структурный характер. Их преодоление в краткосрочной и среднесрочной перспективе малореально (Стратегия-2020).


4. Регулирование рынка труда

Регулирование рынка труда оказывает неоднозначное влияние на темпы экономического роста и динамику создания новых рабочих мест. Высокие барьеры и издержки для работодателей, устанавливаемые законодателем в интересах защиты работника, повышают стабильность трудовых отношений. Однако они могут оказывать и сильное негативное влияние на рынок труда, особенности в условиях незавершенной реструктуризации экономики.

Кроме того, защита одной группы работников за счет игнорирования интересов другой ведет к сегментации рынка труда и неравному доступу к рабочим местам. Трудовое законодательство в России избыточно жесткое, а степень его инфорсмента (полнота и избирательность применения) трудно прогнозируема и колеблется от полного безразличия к нарушениям до чрезмерного административного вмешательства. Это повышает неопределенность на рынке труда, а потому дестимулирует создание рабочих мест.

Хотя работодатели часто не считают трудовое законодательство главной проблемой предприятий, это связано с тем, что оно крайне плохо соблюдается. Трудовое законодательство по‑прежнему возлагает на работодателей очень большие издержки, связанные с регулированием занятости и зарплаты. Это касается найма, увольнений, продолжи‑ тельности рабочего времени, выплаты премий и немалого списка социальных обязательств.

По степени жесткости трудового законодательства Россия превосходит большинство развитых стран и находится в одном ряду со странами с самыми зарегулирован‑ ными рынками труда: Португалией, Мексикой и Турцией. На практике это очень часто приводит к результатам, прямо противоположным ожидаемым: нормы трудового законодательства вообще перестают соблюдаться.

Действующий Трудовой кодекс (ТК) не выполняет своего пред‑ назначения. Из‑за чрезмерной жесткости при слабых механизмах инфорсмента он во многих случаях способствует не повышению, а снижению социальной защищенности работников, выталкивая их за границы правового поля — в сферу неформальных трудовых отношений. В то же время ТК игнорирует реалии, уже ставшие нормой для рынка труда – дистанционную работу, заемный труд, работу физических лиц по найму, частичную занятость. Это подталкивает и работодателей, и наемных работников к нарушению норм законодательства.

ТК усиливает социальное неравенство на рынке труда: дает значительные преимущества уже имеющим работу, но ослабляет позиции недавних выпускников профессиональных учебных заведений, работников старших возрастов, женщин, выходящих на рынок труда после длительного перерыва, безработных. Из‑за многочисленных поправок ТК превратился во внутренне противоречивый документ со множеством нестыковок, непрозрачных и двусмысленных норм. Даже законопослушный работодатель искусственно поставлен в условия, стимулирующие нарушения ТК, что делает его беззащитным перед надзорными органами и фор‑ мирует коррупционный потенциал надзора, что ведет к деградации его качества. Сильнее всего от этого страдает малый бизнес (Стратегия-2020).


4. Создание новых рабочих мест

Ключевая проблема — низкие темпы создания новых рабочих мест. Даже новые рабочие места часто оказываются «плохими», т. е. малопроизводительными, низкооплачиваемыми, не требующими высокого образования и квалификации, не оформленными официально. Негативный тренд к свертыванию занятости в формальном секторе и ее увеличению в неформальном удастся переломить только в случае, если изменятся общие условия ведения бизнеса.

Ключ к решению этой задачи лежит в радикальном улучшении делового климата в экономике: ослаблении бремени регулирования, снижении коррупционной нагрузки, отказе от управления экономикой «в ручном режиме», устранении из деловых отношений силовой составляющей и пр. Крайне важно снизить барьеры для создания новых фирм и их выхода на рынки, обеспечить им условия для развития и расширения. Мировой опыт показывает, что высокие темпы создания «хороших» рабочих мест могут поддержи‑ ваться только в институциональной среде, дружественной по от‑ ношению к предпринимательству и инновационной активности (Стратегия-2020).


5. Проблемы миграции

Основная цель миграционной политики - привлечение различных категорий мигрантов, высказавших желание жить и работать в России, обладающих востребованными в России профессиональными и культурными качествами, обладающих способностями для успешной адаптации и интеграции.

Однако, количество и качество мигрантов не соответствует в полной мере потребностям экономического развития страны. Из-за несовершенства законодательства в сфере миграции и неразвитости миграционной инфраструктуры возрастают экономические и социальные издержки миграционных процессов, снижается их эффективность. Несмотря на наличие у Российской Федерации огромного иммиграционного потенциала, интенсивность притока постоянных мигрантов, их состав свидетельствуют о невысокой миграционной привлекательности страны.

Преимущественно ограничительный характер миграционной политики, неразвитость сферы услуг в области миграции создают почву для масштабной незаконной миграции, которая является основным источником рабочей силы для теневого сектора экономики. В свою очередь, незаконная миграция является одной из предпосылок усиления антимигрантских настроений среди коренного населения России.

Проблемы адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей превращаются в одну из острых социальных проблем, требующую неотложного решения. Решение указанных проблем затрудняется отсутствием четко сформулированной государственной политики, способствующей адаптации и интеграции мигрантов в принимающую общественную среду, а также неурегулированностью правового статуса большого количества мигрантов.

Проблемы в сфере миграции, с которыми сталкивается страна, свидетельствуют о том, что действующее миграционное законодательство не соответствует в полной мере потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Законодательство преимущественно ориентировано на привлечение и использование временных иностранных работников. Оно не содержит мер, способствующих адаптации и интеграции мигрантов.

Поскольку подавляющая часть иностранных граждан относится к категории временно пребывающих на территории Российской Федерации, программы адаптации и интеграции практически отсутствуют. До сих пор не решен вопрос об организации для трудовых мигрантов в государстве выезда специальной предотъездной подготовки, включающей профессиональное обучение, увязанное с потребностями российского рынка труда, а также изучение русского языка, основных законодательных требований, истории, культуры, традиций и обычаев России (Стратегия-2020).