1. Профессиональное образование

Россия — один из мировых лидеров по охвату населения профессиональным образованием (к нему относят программы начального, среднего и высшего профессионального образования).

Структура профессионального образования в России за последние 10–15 лет оказалась неоправданно смещена в сторону высшего образования. Ажиотажный спрос на высшее образование отражает новую социальную реальность России. Высшее об‑ разование стало социальным императивом и обязательным условием любой карьеры.

Ориентация молодежи на получение высшего образования привела к возникновению эффекта неблагоприятного отбора на программы начального и среднего профессионального образования. Наиболее сложной оказывается ситуация в начальном профессиональном образовании – в соответствующие образовательные учреждения поступают те абитуриенты, которые не смогли поступить в вузы.

Учреждения начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) с продолжительными программами обучения (3–6 лет) имеют слабую связь с рынками труда и не мотивируют учащихся к профессиональной карьере. Распределенное на несколько лет обучение технологиям не соответствует высокому темпу их обновления. Колледжи и профессиональные лицеи стремительно теряют спрос со стороны работодателей, что обусловлено в первую очередь низкой социализацией его выпускников — результатом комплектования «по остаточному принципу».

Приоритет высшего образования обусловлен двумя факторами. Состояние общеобразовательной школы неудовлетворительное. Первые два года российских программ высшего образования обеспечивают общесоциальные компетенции (иностранный язык, коммуникационные и координационные навыки, основы экономики и права), которые в других странах даются в старшей школе. Дополнительный фактор –стремление семей обеспечить об‑ учение ребенка в наиболее сильной среде (качественный состав обучающихся в вузах «поднимает» студентов, а в НПО и СПО — «опускает»).

Есть значительные проблемы и в самой системе высшего образования: жесткая структура государственных вузов и образовательных программ, низкая мотивация студентов, низкое качество подавляющего большинства платных образовательных программ, неудовлетворительное качество преподавательского состава вузов (Стратегия-2020).


2. Проблемы высшего образования

Основные проблемы в системе высшего образования:
1) Жесткая структура государственных вузов и образовательных программ, сохранившаяся практически в неизменном виде со времен плановой экономики с исключительно дробными, узкоспециальными программами подготовки. Последние 20 лет система работает по инерции, госзадание выдается на обучение узких специалистов по технологиям, практически ушедшим с рынка. По многим специальностям платежеспособный спрос на специалистов на рынке труда отсутствует вовсе.

2) Низкая мотивация студентов. К третьему курсу не имеет рабо‑ ты или подработки менее трети студентов очной формы об‑ учения. Бюджетные места во многих вузах, образовательные программы которых не пользующиеся спросом, заполняются любыми выпускниками школ независимо от их уровня подготовки.

3) Около трети студентов очного обучения на бюджетных местах и более 40% на коммерческих местах имеют по ЕГЭ тройку по профильным предметам, по ряду технологических направлений — более 80% студентов. С большой вероятностью такие студенты не смогут освоить сложные профессиональные компетенции инженеров и технологов.

4) Всего чуть более половины студентов очной формы мотивированы в первую очередь получением знаний, профессиональных компетенций, а не формального диплома о высшем образовании.

5) Низкое качество подавляющего большинства платных образовательных программ (особенно заочных), обусловленное ценовым демпингом при практическом отсутствии государственного контроля качества.

6) Неудовлетворительное качество преподавательского состава вузов. Средняя заработная плата составила в 2010 г. чуть бо‑ лее 20 тыс. руб. в месяц (около 40% от необходимого уровня), только 16% преподавателей на постоянной основе участвует в научной работе.

7) Две трети вузовских преподавателей подрабатывают, только 38% владеет иностранными языками Фактически основная часть вузов прекратила быть «фабрика‑ ми инноваций и инноваторов».

8) Система высшего образования непрозрачна для потребите‑ лей и государства. Отсутствует информация о «человеческом капитале» выпускников (карьере и доходах), что не позволяет абитуриентам и работодателям делать обоснованный выбор (Стратегия-2020).