Российская Федерация

Россия - многонациональное государство, со сложной региональной структурой и крайне неравномерным развитием регионов. Наиболее чувствительной для национального вопроса является социальная сфера (образование, здравоохранение, культура, СМИ), которая во многом зависит как от объема, так и от формы финансирования. Как представляется, предлагаемая в проекте новая социальная политика обеспечивает дает возможность снизить зависимость социального благосостояния людей, включая национальные особенности, от места их жизнедеятельности.

Проблемы реального федерализма

В составе Российской Федерации находятся 22 республики, 9 краев, 45 областей, 3 города федерального значения, автономная область, 4 автономных округа. Многие из них очень сильно отличаются природно-климатическими условиями, площадью территорий, плотностью населения и его национальным составом, уровнем развития и направленностью экономики, удаленностью от федерального центра. Сохранение цельности и монолитности государства при сохранении всего регионального многообразия является очень не простой задачей, особенно когда есть внутренние и внешние силы, желающие расчленить страну.

Равноправие субъектов Российской федерации

Согласно Статьи 5 Конституции РФ, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. А в Статье 9 утверждается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Субъекты РФ разительно отличаются климатическими условиями, площадью территорий, населенностью, плодородием земли, наличием природных ресурсов, уровнем развития промышленности и сельского хозяйства. Эти различия неизбежно сказываются как на бюджетных доходах, так и на доходах населения. Обеспечения равноправия субъектов федерации в таких разных обстоятельствах является сложнейшей проблемой. Пока что она решается самым примитивным образом - концентрацией налоговых поступлений на федеральном уровне и последующих трансфертов денежных средств в региональные бюджеты. Ни о каком реальном федерализме тут не может быть и речи.

Реальный федерализм является условием устойчивого политического развития российского государства. Реальность федерализма, в свою очередь, обеспечивается наличием у регионов "своих" средств для обеспечения жизнедеятельности населения и социально-экономического развития. Однако вследствие различных природно-климатических условий, разной обеспеченности природными ресурсами, различий в производственном и трудовом потенциале регионы не могут обеспечить самофинансирование, и центр вынужден перераспределять финансовые ресурсы. Предлагаемые в проекте долевые предприятия и методы управления рынками дают возможность делать это более оптимально, минуя концентрацию средств в федеральном бюджете с их последующим административным распределением.

Проблемы социально-экономического развития регионов связаны с большим различием территориальных, природно-климатических, сырьевых, демографических и культурных условий. В условиях социализма эти проблемы более-менее успешно решались планово-административными методами. Рыночная экономика предполагает "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности" (ст. 8 Конституции РФ). В такой экономике сильные регионы становятся сильнее, а слабые - слабее. Вероятно, необходимы новые подходы к решению этих проблем