За столетия развития капитализма предпринимательство стало неотъемлемой частью культуры и быта граждан развитых стран Запада. Малый бизнес участвует в материальном производстве, доминирует в сфере обслуживания, обеспечивает до половины занятости населения. Государство для этой части экономики создало соответствующую структуру. В России ничего этого нет, а необходимость в быстром развитии малой экономики есть. Предлагается решать эту проблему на принципах углубленного частно-государственного партнерства, сосредоточенного в объединениях малого бизнеса. В ОМБ сосредотачиваются практически все функции, включая контрольно-надзорные, выполняемые ныне различными государственными органами.

Две разные экономики. Реальный сектор экономики состоит из двух частей: корпорации, быстро развивающихся в техническом отношении, обладающих огромными капиталами и сложной организационной структурой, и тысячи мелких традиционных собственников, значительно отличающихся друг от друга. Если крупные корпорации не могут уже избежать долгосрочного планирования деятельности, то малый бизнес является "воплощением деятельного динамизма и способности к постоянному развитию", поэтому для него необходимы адекватно динамичные условия развития.

Условия развития малой экономики. Создание благоприятных условий для развития малой экономики возлагается на частно-государственные Объединения малого бизнеса (ОМБ), которым предоставляются все права, необходимые для решения этой задачи, и возлагается на них соответствующая ответственность, включая защиту прав наемных работников.

Организация предпринимательской деятельности Если ориентироваться на развитые страны, российский малый бизнес мог бы занять до 60% трудоспособного населения, делать 50% ВВП и существенно пополнять бюджет. Реальный уровень развития в 2-3 раза ниже, и никакого реального роста не ожидается. Причина в том, что эта часть экономике регулируется государством теми же бюрократические методами, что и крупные корпорации. Ни один предприниматель не в состоянии выдержать такую нагрузку и он или уходит в тень, или прекращает деятельность. Предлагается передать весь комплекс функций по поддержке, регулированию и надзору малого бизнеса государственно-частным объединениям малого бизнеса. В составе этих функций - регистрация, бизнес-обучение, лицензии, патенты, материальная и финансовая поддержка, технический надзор, отчетность, налоги и другие.

Плановое предпринимательство. Свободное предпринимательство и тоталитарное планирование - две крайности, которых в реальной жизни не бывает. Любой предприниматель, какими бы сильными не были мотивы получения прибыли, не может не считаться с интересами других людей, если он не окончательный отморозок. А тотальное планирование и контроль исполнения планов, а без контроля планирование теряет всякий смысл, невозможно по техническим причинам: неоткуда взять такую армию плановиков и контролеров.

Мотив получения прибыли, как избытка выручки над затратами, - хороший мотив, можно его лишь приветствовать и развивать, делать его более универсальным. Государству, чтобы действовать в национальных интересах вовсе не обязательно использовать тоталитарное планирование. Достаточно снизить налоги на товары и услуги, которые более всего необходимы обществу и государству, а бизнес в погоне за прибылью сам, без какого-либо принуждения заполнить эту нишу рынка. Единственное условие: и снижение налогов, и его отмену нужно проводить в плановом порядке.