Объединяющая идеология. В соответствии с Конституцией РФ в России признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, в Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность. Результат этого многообразия - российское общество "плывет по течению": половина вправо, а половина влево. Первые - не видят или не хотят видеть системный кризис капитализма, вторые забыли или не знают неразрешимые проблемы социализма. Необходима объединяющая идеология, из которой последуют простые и практически понятные принципы устойчивого развития России.
Опасность идеологии заключается в том, что некоторые ее идеи со временем становятся догмами, и во властных структурах появляются силы, которым выгодно поддерживать эти идеи, сдерживая развитие общества. Но есть и другая опасность: идейный разброд. Тогда развитие общества превращается в хаотичное реформирование.
Ни капитализм и демократия, ни социализм и авторитаризм не являются и не могут быть объединяющими идеологиями. Это идеологии капитала и номенклатуры, а в случае российской действительности - идеология номенклатурного капитала. Ибо капиталом завладели, преимущественно, отпрыски советской номенклатуры.
По опросам, половина российских граждан за капитализм, а половина - за социализм. Это диагноз: России необходим синтез этих двух моделей социально-экономического устройства общества, синтез, сохранивший, а может быть, и усиливший их достоинства и, по возможности, устранивший их недостатки.
Общество должно прийти к согласию, что максимизация прибыли не может и дальше быть целью экономической деятельности, потому что стремление людей к наживе любой ценой неминуемо входит в конфликт с такими целями как эффективность, справедливость и устойчивое развитие.
Объединяющей идеологией становится идеология "третьего пути" как осмысленный результат синтеза существенных достоинств капитализма и социализма с приемлемым уровнем нейтрализации их системных недостатков. Ключевые вопросы идеологии - собственность, труд и рынок, а также взаимодействие общества и государственной власти.
В России признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Однако это не означает, что не нужна идеология, которую поддерживает большая часть общества. Для сохранения социального мира такое общество может жить лишь в условиях авторитаризма или диктатуры. Но политический авторитаризм очень быстро впадает в застой и готовит почву для социального взрыва. Объединяющей идеологией для России может быть синтез эффективности либерализма и справедливости социализма. Любая идеология произрастает из опыта, и у России он есть: 70 лет советского социализма и 30 - либерального капитализма.
Устойчивое развитие. Устойчивое развитие обеспечивается высокими темпами экономического роста, оптимальным распределением общественного богатства, социальным партнерством труда и капитала, активной экономической политикой государства, необходимой и достаточной степенью вовлеченности в мировую экономику и политику.
Эффективность и справедливость. Эффективность капитализма обеспечивается частной собственностью и свободным рынком, однако в сочетании с наемным трудом эти институты порождают неприемлемую несправедливость. Советский социализм держался на государственной собственности, плановом распределении всех ресурсов и всеобщем наемном труде. Попытки повысить эффективность социализма без изменения его основ оказались безуспешными. Частная и государственная собственность может быть "исправлена" собственностью трудовых коллективов, рынок - планированием рыночных условий, а наемный труд - выведением труда из подчинения "работодателю". Все три элемента, хотя и в небольших масштабах, испытаны на практике.
Эффективность собственности. Почему частная собственность более эффективна, чем государственная? Ведь здания, сооружения, оборудование и станки не обладают сознанием, они "не знают", кому принадлежат - государству или частнику. Близость или удаленность собственника от места действия тоже не имеет значение, государство - вокруг и около, а частник может пребывать в Лондоне. Весь вопрос в том, кто и на каких условиях управляет использованием собственности. Частный собственник подбирает и наставляет управляющих по своему разумению, исходя из реальных условий, а государственные чиновники "стригут" всех и все под одну гребенку согласно законам, инструкциям и регламентам. Потому что, якобы, по-другому нельзя.
Управление предприятиями. Чтобы государственные предприятия имели такую же свободу хозяйственной деятельности, как и частные, но в то же самое время не забывали о государственных интересах, у них должна быть и соответствующая - частно-государственная "крыша". Это могут быть агентства по управлению государственными активами, построенные на принципах совместного управления. Задача агентств - назначение руководителей и установление порядка деятельности госпредприятий. Ключевым элементом таких агентств должны быть правления, работающие в еженедельном режиме, состоящие из полномочных и ответственных представителей всех заинтересованных сторон. Должна предусматриваться плановая ротация представителей с передачей дел преемникам и оценкой их деятельности.
Распределение доходов. Доходы любой компании, будь она частная или государственная, распределяются между ее владельцами в виде прибыли и наемными работниками в форме заработной платы. Рост прибыли свидетельствует об эффективности компании, она привлекает инвесторов и ее развитие ускоряется. Но увеличение доли прибыли в доходе компании означает уменьшение доли заработной платы, то есть ее развитие, по сути, обеспечивается за счет наемного труда, а результаты развития оказываются в руках ее владельцев. Это явно несправедливо. Баланс между эффективностью и справедливостью можно найти, если работники будут обладать долей компании, участвовать в ее управлении и распределении прибыли.
Равенство и справедливость. Социализм, используя жесткое регулирование заработной платы и ведя непримиримую борьбу с "нетрудовыми доходами", обеспечивал относительное равенство в доходах и богатстве всех граждан страны. Большинство граждан нашей страны и сейчас считают такое равенство достоинством. Однако есть еще "креативный класс" - небольшая часть общества, являющаяся мотором экономического, социального и политического развития страны. И для этого класса уравниловка и в доходах, и в богатстве в большинстве случаев неприемлема. Потому что за творческими достижениями обычно стоит гигантский труд и неимоверное напряжение духовных сил, которые ни в одном табеле по учету рабочего времени не значатся. Уравнивать доходы таких людей с теми, кто отбыл на работе "от и до", а потом лежит на диване и смотрит телевизор, не справедливо. Должен торжествовать Аристотелев принцип: равенство - для равных, и неравенство - для неравных.
Капитализм - узаконенный грабеж, он оставляет в руках "хозяев" то, что они или вообще не создавали, или их участие в создании минимально. И этот грабеж был бы давно прекращен, если бы награбленное не использовалось на инвестиции или ими непосредственно, или через посредников, в роли которых выступают сами "ограбленные". Имеются в виду трудящиеся, которые вынуждены отдавать свои сбережения "хозяевам", покупая акции или вкладывая в банки под малые проценты. Эти инвестиции обеспечивают развитие экономики и повышение благосостояния большей части общества. В проекте предлагаются долевые предприятия и аналогично устроенные социальные учреждения, которые делают "хозяевами" самих трудящихся.
"Справедливое" равенство. Равенство справедливо лишь среди равных по способностям и трудовой активности, но не справедливо между способными и неспособными, тружениками и лентяями. А самая вопиющая несправедливость - высокая оплата труда по должности или по результатам, которые лишь в малой степени зависят от индивидуального труда. Один из основных принципов проекта - труд и его результаты имеют коллективный характер, вознаграждаться по результатам должен коллектив в целом, а индивидуальное распределение вознаграждения должно осуществляться самими коллективом демократическим способом.
Система стимулирования. В сфере материального производства и социальном секторе экономики действует трехполюсная система стимулирования. Она состоит из трех элементов: заработной платы, трудовой прибыли и социальных отчислений. Заработная плата обеспечивает материальные потребности, социальные отчисления – услуги социального сектора и пенсионные накопления, трудовая прибыль используется для накопления трудового капитала и инвестиций, а также на социальные цели.
***О принципах развития России. Принципы русского пути развития следуют из идеологии общественного развития, и чтобы они стали руководством к действия, идеология должна опираться на реальный практический опыт. За неимением времени на построение стройной идеологии развития России предлагается сформулировать основные принципы устойчивого развития, обратившись непосредственно к опыту реальных достижений развития, независимо от того, когда и где он имел место. При этом, естественно, необходимо учитывать, что механическое использования любого опыта неприемлемо, требуется его адаптация к современным российским условиям.
Социальное реформирование. Социальное реформирование как переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений) прямо или косвенно затрагивает интересы и деятельность большого числа людей, до которых реформы должны "дойти", должны быть ими осознаны, приняты и и освоены. Для успешного проведения реформ вокруг их должна создаваться соответствующая информационно-психологическая инфраструктура, эпицентром которой могут быть только заинтересованные социальные группы, обладающие необходимыми организационными и финансовыми ресурсами.
Идти своим путем. Россия существенно существенно отличается от западных стран природно-географическими, национальными и историческими особенностями, которые непременно должны найти отражение в ее общественном устройстве, включая экономику, социальную сферу и политику. Слепое применение западных моделей развития раз за разом приводит к неудачам, при этом причины этих неудач обычно объясняются неточностью копирования этих моделей. Это мешает сделать правильный вывод: нужно идти своим путем.
Капитализм & Социализм. Капитализм достиг невероятных успехов в материальном производстве, породив не менее невероятное количество проблем. Основные факторы и успехов и проблем - частная собственность, наемный труд и свободный рынок. Социализм имел неоспоримые достижения в "нематериальных" условиях жизни людей, благодаря концентрации всех ресурсов в руках государства и планового их распределения, но проиграл в производстве материальных благ. Необходимо ставить задачу синтеза капитализма и социализма с сохранением их преимуществ и компенсацией недостатков.
Кризис капитализма. Политики, захватившие власть в 1991 году ценой распада Советского Союза, выбрали западный курс шоковых реформ, потому что именно они вели к их мгновенному обогащению за счет ограбления дезорганизованного народа. Никакого анализа состояния западного капитализма, естественно, не было, и потребовалось 30 лет, чтобы понять, что даже скрупулезно отстроенная "система мирового капитализма трещит по швам". И об этом пишут и говорят не только независимые ученые, но и представители господствующего класса. А что тогда говорить о России, рыночные институты которой по разным причинам так и пребывают в зачаточном состоянии?
Антироссийский путь. "Шоковую терапию" для России (приватизация, либерализация, внешняя открытость) "писали" американские эксперты по заказу Госдепа США. Условием успеха этой "терапии" был своего рода план Маршалла 1947 года - восстановление разрушенной войной экономики, который был успешно реализован в 16 западноевропейских странах. На это надеялся руководитель экспертной группы Джеффри Сакс. Но замысел Госдепартамента был иной: не восстановление, а окончательный развал советской экономики. И принципы "шоковой терапии" пока еще продолжают действовать.
Советское наследие. За 70 лет советской власти был накоплен уникальный опыт строительства нового общества, и верхом близорукости является утрата этого опыта. Если припомнить, что история развивается по спирали, повторяясь каждый разна более высоком уровне, это тем более трудно понять. Поставили жирный крест на 70 годах социализма без какого-либо анализа достижений, которые несомненно были, и проблем, которые, несмотря на все усилия, не удалось решить. Особое внимание заслуживает выявление причин низкой устойчивости социально-экономической и политической системы. При таком пренебрежение историческим опытом все может повториться.
Нужен ли пророк? В ноябре 2008 года была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития России, в августе следующего года появилось распоряжение о подготовке прогноза развития до 2030 года. В 2011–2012 годах по поручению правительства разработан новый документ, ставший известным как Стратегия-2020. В мае 2018 года указом президента страны установлены 12 национальных проектов с реализацией до конца 2024 года. Пророк России нужен, чтобы показать тщетность всех этих концепций, стратегий и планов, потому что они не затрагивают основы социального строя - собственность, труд, рынок, социальную сферу, правопорядок, гражданское общество, демократию.
Эволюционное развитие. Эволюционное развитие общества - изменения общественных институтов, то есть форм организации совместной деятельности людей. Существенным является то, что эти изменения могут быть выгодны одним социальным группам и невыгодны другим. А поскольку большинство общественных институтов устанавливается властью, изменения, невыгодные приближенным к власти группам, имеют мало шансов на реализацию, и наоборот, для выгодных создаются самые благоприятные условия. В этом - главная проблема эволюционного развития.
Стать лучше всех. Принцип "стать лучше всех" является универсальным: он применим к деятельности любого человека, любой социальной группе и общества в целом. Реализация этого принципа связана с изменениями: ничего не меняя лучше не станешь. Чтобы принцип работал, все улучшения должны непременно вознаграждаться. И наоборот: не должно быть никаких вознаграждений, если нет реальных улучшений в деятельности. Этот принцип губит стандартизация и регламентация: нельзя быть лучше, если предписано быть таким-то, а любое отступление от стандарта наказывается.
Гражданская вовлеченность. Ни одной жизненной потребности человек не может удовлетворить в одиночку. Процессы разделения и кооперации действий стали основой человеческой жизни. И от того, насколько хорошо они организованы, зависят результаты и отдельного человека, и групп людей, и общества в целом. Количество таких процессов бесчисленное множество, каждый из них имеет свои особенности, часто скрытые для постороннего взгляда. Кому как не участникам этих процессов видны их все недостатки и недочеты? Кому как ни им нужно дать право на поиск путей их исправления? В России все реформы проводятся "мудрыми" чиновниками, народ остается в стороне.
Реформы: стратегия и тактика. О стратегии реформ имеет смысл говорить, если они имеют стратегический характер, то есть изменяют основы общественного строя, переводят его в новое качество. Такими основами являются отношения собственности, принципы взаимодействия труда и капитала и характер участия государства в рыночных отношениях. Тактика определяет, как изменить эти основы не нарушая текущую экономическую деятельность. Не было стратегии построения коммунизма, не было стратегии реставрации капитализма. Тактика имела и имеет реактивный характер.
Экономическая логика. Экономика - очень сложная вероятностная система, в которой одновременно протекает бесчисленное множество экономических явлений. Каждое из этих явлений имеет причинно-следственные связи с другими (одним или несколькими) явлениями. Нет ни одного явления, не имеющего хотя бы причины или одного следствия. Но у каждой причины есть свои причины, а у тех - свои, и так далее. Исходные, "стартовые" причины, видимо, скрыты в инстинктах человека сохранить свою жизнь и оставить после себя потомство. На это, собственно, и направлена вся хозяйственная деятельность людей.
"Социализация" капитала. "Социализация" капитала началась в первой половине XIX века. Английский экономист Джон Стюарт Милль посвятил этому вопросу главу "О вероятном будущем трудящихся классов" своей "политической экономии", изданной, как и "Манифест коммунистической партии" Карла Маркса, в 1848 году. Милль считал, что будущее трудящихся классов в совладении собственностью частных компаний и равноправном участии в их прибыли, а Карл Маркс - в национализации частной собственности и сохранении трудящихся в качестве наемных работников у безликого государства. Советские последователи Маркса присвоили таким работникам почетное звание "хозяев общенародной собственности".
В 1965 году ЦК КПСС и Правительство СССР признали необходимым "усилить роль прибыли в экономическом стимулировании предприятий и повышении материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников предприятий в достижении лучших результатов работы. Размеры прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, должны находиться в зависимости от улучшения результатов их хозяйственно-финансовой деятельности. Прибыль должна быть источником образования фондов предприятий, финансирования собственных капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат предприятий" (1).
http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlin ... 7995932128
Опасность идеологии заключается в том, что некоторые ее идеи со временем становятся догмами, и во властных структурах появляются силы, которым выгодно поддерживать эти идеи, сдерживая развитие общества. Но есть и другая опасность: идейный разброд. Тогда развитие общества превращается в хаотичное реформирование.
Ни капитализм и демократия, ни социализм и авторитаризм не являются и не могут быть объединяющими идеологиями. Это идеологии капитала и номенклатуры, а в случае российской действительности - идеология номенклатурного капитала. Ибо капиталом завладели, преимущественно, отпрыски советской номенклатуры.
По опросам, половина российских граждан за капитализм, а половина - за социализм. Это диагноз: России необходим синтез этих двух моделей социально-экономического устройства общества, синтез, сохранивший, а может быть, и усиливший их достоинства и, по возможности, устранивший их недостатки.
Общество должно прийти к согласию, что максимизация прибыли не может и дальше быть целью экономической деятельности, потому что стремление людей к наживе любой ценой неминуемо входит в конфликт с такими целями как эффективность, справедливость и устойчивое развитие.
Объединяющей идеологией становится идеология "третьего пути" как осмысленный результат синтеза существенных достоинств капитализма и социализма с приемлемым уровнем нейтрализации их системных недостатков. Ключевые вопросы идеологии - собственность, труд и рынок, а также взаимодействие общества и государственной власти.
В России признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Однако это не означает, что не нужна идеология, которую поддерживает большая часть общества. Для сохранения социального мира такое общество может жить лишь в условиях авторитаризма или диктатуры. Но политический авторитаризм очень быстро впадает в застой и готовит почву для социального взрыва. Объединяющей идеологией для России может быть синтез эффективности либерализма и справедливости социализма. Любая идеология произрастает из опыта, и у России он есть: 70 лет советского социализма и 30 - либерального капитализма.
Устойчивое развитие. Устойчивое развитие обеспечивается высокими темпами экономического роста, оптимальным распределением общественного богатства, социальным партнерством труда и капитала, активной экономической политикой государства, необходимой и достаточной степенью вовлеченности в мировую экономику и политику.
Эффективность и справедливость. Эффективность капитализма обеспечивается частной собственностью и свободным рынком, однако в сочетании с наемным трудом эти институты порождают неприемлемую несправедливость. Советский социализм держался на государственной собственности, плановом распределении всех ресурсов и всеобщем наемном труде. Попытки повысить эффективность социализма без изменения его основ оказались безуспешными. Частная и государственная собственность может быть "исправлена" собственностью трудовых коллективов, рынок - планированием рыночных условий, а наемный труд - выведением труда из подчинения "работодателю". Все три элемента, хотя и в небольших масштабах, испытаны на практике.
Эффективность собственности. Почему частная собственность более эффективна, чем государственная? Ведь здания, сооружения, оборудование и станки не обладают сознанием, они "не знают", кому принадлежат - государству или частнику. Близость или удаленность собственника от места действия тоже не имеет значение, государство - вокруг и около, а частник может пребывать в Лондоне. Весь вопрос в том, кто и на каких условиях управляет использованием собственности. Частный собственник подбирает и наставляет управляющих по своему разумению, исходя из реальных условий, а государственные чиновники "стригут" всех и все под одну гребенку согласно законам, инструкциям и регламентам. Потому что, якобы, по-другому нельзя.
Управление предприятиями. Чтобы государственные предприятия имели такую же свободу хозяйственной деятельности, как и частные, но в то же самое время не забывали о государственных интересах, у них должна быть и соответствующая - частно-государственная "крыша". Это могут быть агентства по управлению государственными активами, построенные на принципах совместного управления. Задача агентств - назначение руководителей и установление порядка деятельности госпредприятий. Ключевым элементом таких агентств должны быть правления, работающие в еженедельном режиме, состоящие из полномочных и ответственных представителей всех заинтересованных сторон. Должна предусматриваться плановая ротация представителей с передачей дел преемникам и оценкой их деятельности.
Распределение доходов. Доходы любой компании, будь она частная или государственная, распределяются между ее владельцами в виде прибыли и наемными работниками в форме заработной платы. Рост прибыли свидетельствует об эффективности компании, она привлекает инвесторов и ее развитие ускоряется. Но увеличение доли прибыли в доходе компании означает уменьшение доли заработной платы, то есть ее развитие, по сути, обеспечивается за счет наемного труда, а результаты развития оказываются в руках ее владельцев. Это явно несправедливо. Баланс между эффективностью и справедливостью можно найти, если работники будут обладать долей компании, участвовать в ее управлении и распределении прибыли.
Равенство и справедливость. Социализм, используя жесткое регулирование заработной платы и ведя непримиримую борьбу с "нетрудовыми доходами", обеспечивал относительное равенство в доходах и богатстве всех граждан страны. Большинство граждан нашей страны и сейчас считают такое равенство достоинством. Однако есть еще "креативный класс" - небольшая часть общества, являющаяся мотором экономического, социального и политического развития страны. И для этого класса уравниловка и в доходах, и в богатстве в большинстве случаев неприемлема. Потому что за творческими достижениями обычно стоит гигантский труд и неимоверное напряжение духовных сил, которые ни в одном табеле по учету рабочего времени не значатся. Уравнивать доходы таких людей с теми, кто отбыл на работе "от и до", а потом лежит на диване и смотрит телевизор, не справедливо. Должен торжествовать Аристотелев принцип: равенство - для равных, и неравенство - для неравных.
Капитализм - узаконенный грабеж, он оставляет в руках "хозяев" то, что они или вообще не создавали, или их участие в создании минимально. И этот грабеж был бы давно прекращен, если бы награбленное не использовалось на инвестиции или ими непосредственно, или через посредников, в роли которых выступают сами "ограбленные". Имеются в виду трудящиеся, которые вынуждены отдавать свои сбережения "хозяевам", покупая акции или вкладывая в банки под малые проценты. Эти инвестиции обеспечивают развитие экономики и повышение благосостояния большей части общества. В проекте предлагаются долевые предприятия и аналогично устроенные социальные учреждения, которые делают "хозяевами" самих трудящихся.
"Справедливое" равенство. Равенство справедливо лишь среди равных по способностям и трудовой активности, но не справедливо между способными и неспособными, тружениками и лентяями. А самая вопиющая несправедливость - высокая оплата труда по должности или по результатам, которые лишь в малой степени зависят от индивидуального труда. Один из основных принципов проекта - труд и его результаты имеют коллективный характер, вознаграждаться по результатам должен коллектив в целом, а индивидуальное распределение вознаграждения должно осуществляться самими коллективом демократическим способом.
Система стимулирования. В сфере материального производства и социальном секторе экономики действует трехполюсная система стимулирования. Она состоит из трех элементов: заработной платы, трудовой прибыли и социальных отчислений. Заработная плата обеспечивает материальные потребности, социальные отчисления – услуги социального сектора и пенсионные накопления, трудовая прибыль используется для накопления трудового капитала и инвестиций, а также на социальные цели.
***О принципах развития России. Принципы русского пути развития следуют из идеологии общественного развития, и чтобы они стали руководством к действия, идеология должна опираться на реальный практический опыт. За неимением времени на построение стройной идеологии развития России предлагается сформулировать основные принципы устойчивого развития, обратившись непосредственно к опыту реальных достижений развития, независимо от того, когда и где он имел место. При этом, естественно, необходимо учитывать, что механическое использования любого опыта неприемлемо, требуется его адаптация к современным российским условиям.
Социальное реформирование. Социальное реформирование как переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений) прямо или косвенно затрагивает интересы и деятельность большого числа людей, до которых реформы должны "дойти", должны быть ими осознаны, приняты и и освоены. Для успешного проведения реформ вокруг их должна создаваться соответствующая информационно-психологическая инфраструктура, эпицентром которой могут быть только заинтересованные социальные группы, обладающие необходимыми организационными и финансовыми ресурсами.
Идти своим путем. Россия существенно существенно отличается от западных стран природно-географическими, национальными и историческими особенностями, которые непременно должны найти отражение в ее общественном устройстве, включая экономику, социальную сферу и политику. Слепое применение западных моделей развития раз за разом приводит к неудачам, при этом причины этих неудач обычно объясняются неточностью копирования этих моделей. Это мешает сделать правильный вывод: нужно идти своим путем.
Капитализм & Социализм. Капитализм достиг невероятных успехов в материальном производстве, породив не менее невероятное количество проблем. Основные факторы и успехов и проблем - частная собственность, наемный труд и свободный рынок. Социализм имел неоспоримые достижения в "нематериальных" условиях жизни людей, благодаря концентрации всех ресурсов в руках государства и планового их распределения, но проиграл в производстве материальных благ. Необходимо ставить задачу синтеза капитализма и социализма с сохранением их преимуществ и компенсацией недостатков.
Кризис капитализма. Политики, захватившие власть в 1991 году ценой распада Советского Союза, выбрали западный курс шоковых реформ, потому что именно они вели к их мгновенному обогащению за счет ограбления дезорганизованного народа. Никакого анализа состояния западного капитализма, естественно, не было, и потребовалось 30 лет, чтобы понять, что даже скрупулезно отстроенная "система мирового капитализма трещит по швам". И об этом пишут и говорят не только независимые ученые, но и представители господствующего класса. А что тогда говорить о России, рыночные институты которой по разным причинам так и пребывают в зачаточном состоянии?
Антироссийский путь. "Шоковую терапию" для России (приватизация, либерализация, внешняя открытость) "писали" американские эксперты по заказу Госдепа США. Условием успеха этой "терапии" был своего рода план Маршалла 1947 года - восстановление разрушенной войной экономики, который был успешно реализован в 16 западноевропейских странах. На это надеялся руководитель экспертной группы Джеффри Сакс. Но замысел Госдепартамента был иной: не восстановление, а окончательный развал советской экономики. И принципы "шоковой терапии" пока еще продолжают действовать.
Советское наследие. За 70 лет советской власти был накоплен уникальный опыт строительства нового общества, и верхом близорукости является утрата этого опыта. Если припомнить, что история развивается по спирали, повторяясь каждый разна более высоком уровне, это тем более трудно понять. Поставили жирный крест на 70 годах социализма без какого-либо анализа достижений, которые несомненно были, и проблем, которые, несмотря на все усилия, не удалось решить. Особое внимание заслуживает выявление причин низкой устойчивости социально-экономической и политической системы. При таком пренебрежение историческим опытом все может повториться.
Нужен ли пророк? В ноябре 2008 года была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития России, в августе следующего года появилось распоряжение о подготовке прогноза развития до 2030 года. В 2011–2012 годах по поручению правительства разработан новый документ, ставший известным как Стратегия-2020. В мае 2018 года указом президента страны установлены 12 национальных проектов с реализацией до конца 2024 года. Пророк России нужен, чтобы показать тщетность всех этих концепций, стратегий и планов, потому что они не затрагивают основы социального строя - собственность, труд, рынок, социальную сферу, правопорядок, гражданское общество, демократию.
Эволюционное развитие. Эволюционное развитие общества - изменения общественных институтов, то есть форм организации совместной деятельности людей. Существенным является то, что эти изменения могут быть выгодны одним социальным группам и невыгодны другим. А поскольку большинство общественных институтов устанавливается властью, изменения, невыгодные приближенным к власти группам, имеют мало шансов на реализацию, и наоборот, для выгодных создаются самые благоприятные условия. В этом - главная проблема эволюционного развития.
Стать лучше всех. Принцип "стать лучше всех" является универсальным: он применим к деятельности любого человека, любой социальной группе и общества в целом. Реализация этого принципа связана с изменениями: ничего не меняя лучше не станешь. Чтобы принцип работал, все улучшения должны непременно вознаграждаться. И наоборот: не должно быть никаких вознаграждений, если нет реальных улучшений в деятельности. Этот принцип губит стандартизация и регламентация: нельзя быть лучше, если предписано быть таким-то, а любое отступление от стандарта наказывается.
Гражданская вовлеченность. Ни одной жизненной потребности человек не может удовлетворить в одиночку. Процессы разделения и кооперации действий стали основой человеческой жизни. И от того, насколько хорошо они организованы, зависят результаты и отдельного человека, и групп людей, и общества в целом. Количество таких процессов бесчисленное множество, каждый из них имеет свои особенности, часто скрытые для постороннего взгляда. Кому как не участникам этих процессов видны их все недостатки и недочеты? Кому как ни им нужно дать право на поиск путей их исправления? В России все реформы проводятся "мудрыми" чиновниками, народ остается в стороне.
Реформы: стратегия и тактика. О стратегии реформ имеет смысл говорить, если они имеют стратегический характер, то есть изменяют основы общественного строя, переводят его в новое качество. Такими основами являются отношения собственности, принципы взаимодействия труда и капитала и характер участия государства в рыночных отношениях. Тактика определяет, как изменить эти основы не нарушая текущую экономическую деятельность. Не было стратегии построения коммунизма, не было стратегии реставрации капитализма. Тактика имела и имеет реактивный характер.
Экономическая логика. Экономика - очень сложная вероятностная система, в которой одновременно протекает бесчисленное множество экономических явлений. Каждое из этих явлений имеет причинно-следственные связи с другими (одним или несколькими) явлениями. Нет ни одного явления, не имеющего хотя бы причины или одного следствия. Но у каждой причины есть свои причины, а у тех - свои, и так далее. Исходные, "стартовые" причины, видимо, скрыты в инстинктах человека сохранить свою жизнь и оставить после себя потомство. На это, собственно, и направлена вся хозяйственная деятельность людей.
"Социализация" капитала. "Социализация" капитала началась в первой половине XIX века. Английский экономист Джон Стюарт Милль посвятил этому вопросу главу "О вероятном будущем трудящихся классов" своей "политической экономии", изданной, как и "Манифест коммунистической партии" Карла Маркса, в 1848 году. Милль считал, что будущее трудящихся классов в совладении собственностью частных компаний и равноправном участии в их прибыли, а Карл Маркс - в национализации частной собственности и сохранении трудящихся в качестве наемных работников у безликого государства. Советские последователи Маркса присвоили таким работникам почетное звание "хозяев общенародной собственности".
В 1965 году ЦК КПСС и Правительство СССР признали необходимым "усилить роль прибыли в экономическом стимулировании предприятий и повышении материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников предприятий в достижении лучших результатов работы. Размеры прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, должны находиться в зависимости от улучшения результатов их хозяйственно-финансовой деятельности. Прибыль должна быть источником образования фондов предприятий, финансирования собственных капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат предприятий" (1).
http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlin ... 7995932128