Цели личности

"Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо".
Аристотель. Политика.

Цели человека реализуются там, где он трудится, в семье и быту, а также в других местах.
Большую часть активного времени человек занят трудовой деятельностью и преимущественно в организациях. Как себя каждый чувствует "на работе", объяснить невозможно, это дело сугубо индивидуальное. Но с уверенностью можно сказать: такие отношения между работником и организацией, как в компании Semco - редкое исключение из правил (1). А правила не очень далек ушли от "стандартов" которые сложились на заре капитализма (2).


Сила капитализма - в индивидуализме и жадности, именно они обеспечили бурный рост производства материальных благ. Жертвами этого роста стали социальность и справедливость. Социализм попытался построить "антикапитализм" на идеалах коллективизма и равенства, не обеспечил приемлемого уровня жизни и потерпел поражение. Истина, вероятно, где-то посредине, и найти ее может лишь сами люди на основе общего согласия. Для этого необходимо интенсивное общение и неискаженная передача информации, что возможно лишь в хорошо организованном гражданском обществе. Его основу могут составить трудовые коллективы предприятий, учреждений и иных организаций. Именно они могут быстро выстроить все вышестоящие общественные структуры.

Основы и цели общества. Условие жизнедеятельности людей - их объединение и взаимодействие. Объединение происходит на основе чего-то общего, а целью взаимодействия является получение каких-либо преимуществ. Основой капиталистического общества является частная собственность, которая позволяет ее владельцам посредством свободного рынка объединять свои усилия для обогащения. За бортом такого общества остаются массы наемных работников. Освобождение труда создает новую основу для устройства общества, в соответствии с ней изменяются его цели.

Программа развития общества. Российскому обществу необходима программа развития, которая могла бы стать основой консолидации общества, расколотого сегодня приблизительно пополам: одна часть общества за капитализм, другая за социализм. Примирение за счет сохранения социализма в капиталистической среде невозможно: как только сократятся доходы от продажи природных ресурсов, социализм придется прикрыть. Возможен только синтез капитализма и социализма, его ядром может стать собственность трудовых коллективов.

Власть и общество. Цель народного хозяйства - повышение благосостояния народа, и за достижение этой цели отвечает правительство. Общество вправе знать, как идет движение к этой цели, что для этого делают государственные и хозяйственные органы управления, каковы дальнейшие перспективы. И не только знать, но и дать свою оценку результатам деятельности, а также внеси свои предложения по улучшению работы. Свою роль в этом деле могут сыграть общественные палаты и контрольные советы при соответствующих органах.

Общество и государство. Нельзя согласиться с тем, что "государственные дела важнее, чем все остальные практические вопросы человеческого поведения". Все государственные дела делаются людьми и успех этих дел полностью зависит от поведения этих людей. Строительство социализма начали"пламенные революционеры", которые без всякого внешнего побуждения ставили на первый план интересы народа. Потом революционный дух выветрился и поведение 18 миллионов строителей социализма-коммунизма пришлось контролировать уставом партии. В марте 1920 этот контроль отменили, и главных строителей "понесло". В результате Россия имеет, с одной стороны, класс богатых у политической и экономической власти, а с другой - народ, не имеющий абсолютно никакого влияния на эту власть.

Организация совместной деятельности. Разделение труда заключается в том, что каждый участник выполняет только часть работы: отдельные или операции. Чтобы в результате получился готовый продукт все они должны соответствовать по количеству и составу, а также синхронизированы по времени, если выполняются последовательно. То есть разделения труда требует его организации. Эту функцию могут исполнять и исполненные люди (а в наше время даже искусственный интеллект) и сами работающие. Очевидно, нужно выбирать наилучший вариант.

Организации. Любое общество состоит из множества организаций, и такие из них, как государственные учреждения, промышленные предприятия, учебные заведения и т.д. занимают доминирующие позиции в современном обществе.Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общих целей.

Вся экономика построена на взаимодействии физических и юридических лиц, то есть в правовом отношении они поставлены на один уровень. Как ведет себя человек в экономике, что от него можно ожидать в тех или иных обстоятельствах, во многом предопределяется его характером. А организации? Может быть, имеет смысл поразмышлять и над характером организации, что определяет ее поведение в экономических отношениях, и нельзя ли это ЧТО сознательным образом конструировать?

Модель общественного порядка. Все государственные дела делаются людьми и успех этих дел полностью зависит от поведения этих людей. Строительство социализма начали"пламенные революционеры", которые без всякого внешнего побуждения ставили на первый план интересы народа. Потом революционный дух выветрился и поведение 18 миллионов строителей социализма-коммунизма пришлось контролировать уставом партии. В марте 1920 этот контроль отменили, и главных строителей "понесло". В результате Россия имеет, с одной стороны, класс богатых у политической и экономической власти, а с другой - народ, не имеющий абсолютно никакого влияния на эту власть.

Поведение многих граждан из ветвистого дерева власти выходят за рамки приличия, а то и попросту циничны. А богатый класс должен быть добродетельным, тратить вновь создаваемое богатство не на собственное наслаждение, а на пользу всего общества, лишь теоретически располагать своей собственностью для своего потребления. Иной порядок должен быть признан обществом невыносимым, очевидно, со всеми вытекающими из этого последствиям (Джеффри Сакс).

Нельзя согласиться с Мизесом, что "организация человеческого общества в соответствии с моделью, наиболее пригодной для достижения поставленных целей, является вполне прозаичным и обыденным вопросом, не отличающимся, скажем, от сооружения железной дороги или производства одежды или мебели". Начать с того, что строитель железной дороги уже знает, что нужно для ее строительства, дайте ему длину трассы и он вам скажет, сколько нужно рельсов, костылей, накладок, подкладок и костылей. А что нужно для "хорошего" общества?

Индивидуализм и доверие несовместимы. Капитализм губит крайний индивидуализм, а точнее - формальное перетаскивание обособленности и прав личности из области морально-психологической и политической в сферу экономики. Наглядный пример - единоличное частное предприятие. Оно воспринимается также, как например, автомобиль, который хозяин волен сбросить со скалы в пропасть. То есть остановить деятельность предприятия, уволить работников, сдать станки в металлолом, пустить постройки под бульдозер, а на освободившемся месте построить торговый центр, потому что он более даст больше прибыли. На такой зыбкой почве "доверительную" экономику не построишь.

Ходят легенды, что "капиталисты" заключают многомиллионные сделки на слово. Возможно, каких-нибудь два западных "туза" в приличном ресторане и договариваются, что я тебе - состав нефти, а ты мне - "lemon зеленых". Но потом садятся юристы и расписывают все до мелочей в контракте. И каждая такая мелочь имеет перспективу судебного разбирательства, потому что подкреплена не только нормами закона, но и судебной практикой, порождающей прецедентное право. Для выработки такого правосудия и воспитания соответствующей правовой культуры капитализму потребовалось сотни лет. Ожидать, что Россия сократит этот срок в десятки раз - наивно. Надо полагаться на взаимное доверие.

Ключ к пониманию проблем современной жизни. "Отношение между обществом в целом и отдельной организацией должно быть совместимо с отношением этой организации к личности. Должна существовать совместимость целей общества, организации и личности. Должна также существовать совместимость мотивов, которые побуждают организации и отдельных лиц добиваться реализации этих целей". Но при такой "совместимости" все будет как уездном городе N: там было "так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть".

Чтобы формула Джона Гэлбрейта могла быть ключом не только к пониманию сути многих проблем современной жизни, но таже и к их решению, систем целей должна строиться в последовательности: цели личности - цели организации - цели общества. А кроме того, чтобы эта формула "работала", каждый ее элемент должен быть четко определен. Таких элементов шесть: личность, организация, общество, мотивы, цели, отношения. Очевидно, не следует забывать и о государстве: обо обязано организовать или обеспечить условия для достижения целей общества, организаций и личностей.

Разрыв между личностью и обществом. Капитализм действительно отрицает необходимость какого-либо сообщества: он построен на индивидуальном интересе, который должен удовлетворяться в условиях свободы, ограниченной лишь рамками законами. Мораль, совесть, социальная ответственность считаются излишествами. Меньшинство в таких условиях пробивается на верх и правит бал, большинство становится рабочей силой способной приносить максимальную прибыль большинству. Цель и движущая сила капитализма - рост потребления, и он рухнет если рост остановится или пойдет вспять.

Гражданские права и свободы. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, конституционных прав других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Система рангов. Повышение роли социальных статусов (рангов) в карьерном росте и выдвижении в качестве кандидатов в представительные и исполнительные органы власти.

Человеческое общество состоит из множество иерархий, в которых человек занимает какое-то определенное место. При этом в одной иерархии он может занимать лидирующее положение, а в другой быть на самом низу. То, что это не роскошь, а необходимость подтверждает доминирование и иерархия у животных(1). То есть это природное явление, а природе лучше не противиться.

Различные человеческие иерархии создаются или стихийно складываются на основе разных признаков. В самодеятельной группе это человек, способный лучше именно те цели и задачи, которые ставит перед собой группа, и которому члены группы доверяют. В органах власти, в хозяйственных организациях признаком положения на этажах иерархии является должность, ее занимают назначаемые "сверху" люди.

Смотреть:
1. Доминирование и иерархия у животных - http://happy-pet.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%BC% ... %8B%D1%85/
2. Система рангов - topic83.html


Экономика и мораль. Современная экономика – совместная и взаимозависимая деятельность людей, имеющих личные и групповые, часто противоречивые интересы. Государство стремится уладить эти противоречия посредством законов, но в силу их неполноты многие конфликты интересов остаются неразрешимыми. В таких случаях должны вступать в действие моральные принципы и ответственность каждого человека перед обществом.
Все явления в природе и обществе имеют причины и следствия, и если мы видим, что общество аморально, то нужно искать причины этого, а если хотим, чтобы торжествовала мораль, то нужно для этого создавать какую-то основу. Необходимую и достаточную. Вряд ли моральные принципы будут действовать, если аморальные поступки можно легко скрывать, и такое поведение приносит прямую и легкую выгоду. Нужно, чтобы все было наоборот.
Нет, и не может быть никаких формальных правил, следуя которым можно было бы оценить любые действия на основе моральных принципов. Да и кто может давать такие оценки? И какие могут быть последствия аморальных поступков? Назадавать вопросов можно столько, что пропадет всякая охота размышлять о морали в экономике, и придется забыть о «силе честности, справедливости и человечности в сфере индустрии», без которых «дни ее сочтены».

Моральный кодекс социализма.
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, дурости, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Пружины антигуманизма. Технический прогресс используется не для облегчения труда, а для его интенсификации и снижения издержек, накоплению капитала, прогрессивному росту неравенства и безработицы. Люди, оставшиеся без работы, испытывают материальные лишения, не в состоянии дать своим детям хорошее образование, становятся бездомными и деградируют. Система современного капитализма такова, что выбрасывает всех, кто пытается быть более гуманным.

Благотворительность. В Москве есть Морозовская детская городская клиническая больница. Ее строительство относится к 1900 г., когда на пожертвования мануфактур-советника, купца 1 гильдии Викулы Елисеевича Морозова было начато строительство новой детской инфекционной больницы (четвёртой детской больницы в городе). Неужели Игорь Иванович Сечин менее образован, менее культурен и менее щедр, чем Викула Елисеевич? Но чтобы он не стеснялся своих друзей с такими же большими зарплатами, обложим их личные доходы прогрессивным налогом с правом лично инвестировать эти средства в больницы, школы, университеты и другие подобные учреждения, включенные в государственный план. И назовем их для отличия от других инвестиций налоговыми инвестициями.

Гражданские добродетели. Конкурентное рыночное общество неизбежно уничтожает все гражданские добродетели политической и экономической элиты. Она формируется из очень состоятельных людей, а они становятся, по выражению Аристотеля, "по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами". И все это прикрывается фиговым листком - демократией. Говорят, что в России нет демократии. Может, действительно нет, потому что все шишки сыплются на несменяемого президента.

Погоня за прибылью и агрессивная реклама по ТВ навязывают людям такие образцы поп-культуры, профессионального спорта азартных зрелищ, и таких межличностных отношений, что даже звери выглядят более "добродетельными", чем иные представители человеческого рода. Под влиянием этих мерзопакостей разлагается воспитание и образование. Процесс зашел слишком далеко, чтобы его можно было остановить какими-то увещевательными мерами: необходимо организационно и финансово разделить социальный и коммерческих секторы экономики. Предлагаемые институты - социальные отчисления, личные социальные счета, социальные цены и социальные учреждения - позволяют это сделать.