Любой естественный социальный строй медленно, но постоянно, реформируется, приспосабливаясь к изменившимся условиям. И если капитализму суждено превратиться, например, в либеральный социализм, то этого никто и не заметит. Исключением был неестественный советский социализм, который, во имя его "чистоты" заковали в догмы марксизма-ленинизма, отчего он и обрушился.

Самая большая опасность для любого общественного строе - административная система государства. Она стремится нарастить свой ресурс и блокирует любые попытки его ограничить. Для этого выработана мощная система сдержек, проволочек и симуляции деятельности. В России она имеет три эшелона сопротивления изменениям - Белый дом, Единую Россию и Старую площадь.

Шанс провести реформы сверху, используя "партийную дисциплину одних и безропотное повиновение других" был утрачен с отменой 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Как можно проводить реформы под руководством сильной партии, обладающей монопольной властью, демонстрирует Китай. У нас почему-то об этом никто не говорит и не пишет, а зря. Может быть, еще придется воспользоваться этим опытом, и превратить какую-нибудь партию, монопольно владеющую властью, в партию "ленинского типа".

Переход к новым институтам

Социальный строй определяется социально-экономическими и политическими институтами, которые формализуются в законах и других нормативных актах. Могут быть два варианта создания новых институтов: посредством постепенной трансформации действующих или создание новых для данной системы институтов - путем заимствования готовых институтов или конструирования институтов из опробованных на практике

В силу различных причин неполнота и противоречия в самих новых институтах, а также в их связях с другими институтами неизбежны, а следовательно, возможны социальные и материальные потери. Если же эти институты затрагивают большую массу экономических явлений эти потери могут быть настолько значительны, что полностью дискредитируют эти институты.

Поэтому процесс существенной перестройки социально-экономической системы не может быть быстрым и он должен отвечать соответствующим требованиям, общий смысл которых определил Павел Флоренский.

Здесь уместно вспомнить замечательные слова Аристотеля: "Не следует забывать, что во многих местах государственное устройство в силу тамошних законов не демократическое, но является таковым в силу господствующих обычаев и всего уклада жизни; точно так же в других государствах бывает обратное явление: по законам строй скорее демократический, а по укладу жизни и господствующим обычаям скорее олигархический".

Если "изменение" государственного строя будет проходить в рамках первой главы Конституции РФ "Основы конституционного строя", которая составлялась в 1993 году не без участия "светоча" демократии и свободы, то "на Шипке все будет спокойно". А вот если уже перед первым шагом перестройки официально объявить, например, о "новом социализме" и национализации крупной промышленности, то кое-где проявится очень сильное беспокойство.

Но дискуссию вести о социализме, да еще о либерально, какой предлагается в этом проекте, не возбраняется, это в рамках западных стандартов демократии. У самих-то ее охранителях кандидаты в президенты бредят социализмом, да еще каким!

Переход к новому строю должен быть неуловимым

Здесь уместно вспомнить замечательные слова Аристотеля: "Не следует забывать, что во многих местах государственное устройство в силу тамошних законов не демократическое, но является таковым в силу господствующих обычаев и всего уклада жизни; точно так же в других государствах бывает обратное явление: по законам строй скорее демократический, а по укладу жизни и господствующим обычаям скорее олигархический".

Если "изменение" государственного строя будет проходить в рамках первой главы Конституции РФ "Основы конституционного строя", которая составлялась в 1993 году не без участия "светоча" демократии и свободы, то "на Шипке все будет спокойно". А вот если уже перед первым шагом перестройки официально объявить, например, о "новом социализме" и национализации крупной промышленности, то кое-где проявится очень сильное беспокойство.

Но дискуссию вести о социализме, да еще о либерально, какой предлагается в этом проекте, не возбраняется, это в рамках западных стандартов демократии. У самих-то ее охранителях кандидаты в президенты бредят социализмом, да еще каким!

Для законодателя главнейшей задачей является принятие мер для сохранения государственного строя. Поэтому следует попытаться обеспечить безопасность, оберегаясь от всего разрушительного и устанавливая такого рода законы, и неписаные, и писаные, которые в наибольшей степени являются спасительными для государственного строя и обеспечат ему наиболее продолжительное существование (Аристотель).

Государственный строй - характер политических отношений и организация власти, формы собственности и организации хозяйствования. Остановить жизнь страны невозможно даже на минуту, поэтому любая революционная смена или быстрое существенное изменение государственного строя неминуемо приведет к экономической, социальной и политической разрухе. Это совершенно недопустимо при сложном федеративном устройстве России.

Изменение общественного строя это, по сути, введение новых правил, по которым осуществляется деятельность людей, создание новых институтов и учреждений, реализующих эти правила. Но все правила взаимосвязаны и взаимно обусловлены, изменение любого из них - это определенное рассогласование. Другой момент: правила хорошо работают, если они вошли в сознание людей в виде привычки. Чтобы не разрушить общественное устройство, все изменения должны проводиться дозированно и медленно.

Синий цвет России. Средние - это не значит равные, и это подтверждают другие слова Аристотеля: "Справедливость, как кажется, есть равенство, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется справедливостью, и так и есть на самом деле, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных"

От размышлений о переходе от капитализма к социализму, а потом - обратно, от белого к красному и от красного к белому, становится "скучно и тошно". Не может быть, чтобы у России была такая судьба, ведь на ее национальном флаге три цвета и между белым и красным - синий цвет. Исторически сложилось так, что синий цвет ассоциировался с классом наемных рабочих, занятых физическим трудом, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу капиталу. В наше время "физическая" составляющего труда становится все меньше и меньше, и главным признаком этого класса становится отсутствие средств производства. Чтобы не было "скучно и тошно", "синий цвет" должен иметь свою собственность, и как на флаге России она должна встать между частной (белой) и государственной (красной) собственностью.

Обстоятельства для нового государственного строя. "Данные обстоятельства" могут быть как внутренние, так и внешние. Главным внутренним "обстоятельством" для современной России является Конституция Российской Федерации. И новое государственное устройство должно соответствовать этому основному документу государства. Тем более, 1 июля 2020 года на всенародном референдуме приняты поправки к Конституции 1993 года, которые усиливают социальную направленность развития России. Движение в этом направлении будет поддерживаться другим "обстоятельством" - 70-летним опытом строительства социализма.
Внешних "обстоятельств" два: кризис идеи "государства всеобщего благосостояние" в западных странах и успехи Китая в строительстве "социализма с китайской спецификой".

Пророчество и интуиция. Ставить судьбу и жизнь миллионов людей в зависимость от пророчества и интуиции какого-то человека - слишком рискованное дело. Но и отбросить эту идею без анализа и оценки также неправильно. Принимая во внимание и тот факт, что многие решения, пусть и не такие глобальные как выбор будущего большой страны, принимаются ее руководителями на интуитивном уровне.

Под пророчествами чаще всего подразумевается высказывания, который упоминаются пророками, ясновидящими до момента наступления события. В отличие от футурологических прогнозов, которые предсказывают будущее с помощью логики, анализа событий и фактов и выводов на основании научных методов, пророчества связываются, в основном, со сверхъестественными откровениями и способностями.

Проблемой интуиции интересовались ещё в Античности. Так, Платон утверждал, что интуиция – это созерцание идей. Человек обладает абсолютным знанием, но, попадая в материальный мир, забывает обо всём. Учение, открытие нового – это припоминание того, что было известно раньше. Сделать это помогает интуиция. Речь идёт не о пассивном восприятии, а о внезапно открывшейся истине после длительной подготовки ума. Признавая феномен интуиции, Аристотель считал её недостаточной для получения достоверного научного знания. По мнению учёного, подлинные представления о предметах и явлениях окружающего мира формируются в результате чувственного опыта и дедукции".

Короля играет свита? Сегодня государство представляет чиновник. Откуда он появляется? Выбирается парламент, он назначает или утверждает правительство, а далее последовательно сверху вниз все чиновники. Каждый начальник подбирает подчиненных по своему «вкусу». Вкусы могут быть разные, но один преобладает: никто не хочет иметь под собой личного конкурента. Результат: слабость чиновничьего аппарата при таком подходе неустранима

Государство - обобщенное понятие, оно не может быть ни компетентным, ни честным, об этих качествах можно говорить только по отношению к чиновникам, которые призваны выполнять функции, возложенные гражданами страны на государственные органы. И казалось, бы, решение очевидно: нужно иметь компетентных и честных чиновников, а для этого завлекать таковых на государственную службу высокими зарплатами. Но вот парадокс: если сравнить советского министра или его заместителя с нынешним, российским, то по оплате это земля и небо, а по компетентности, наоборот, - небо и земля.

Агентская проблема. Джозеф Стиглиц рассматривает агентскую проблему лишь по отношению к частной собственность, и она действительно обострилась в результате распыления собственности между многими мелкими акционерами. Но по отношению к государственному имуществу эта проблема существовала всегда: государство - это абстракция, во всех хозяйственных делах его представляют агенты. И судя по объемам коррупции которая имеет место, а также по нецелевым и неэффективным расходованиям бюджетных средств, эти агенты действуют часто неудовлетворительно