Высшее образование не ориентировано на рынки труда и их перспективное развитие, подготовка выпускников к поиску и подбору работы не ведется, эффективная система их трудоустройства отсутствует. Требуется модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Организация учреждений не ориентирована на подготовку квалифицированных, инициативных специалистов, способных к творческому мышлению и самообучению. Очень слабо развиты научные исследования вузов и участие в них студентов. В проекте предлагается организация учреждений специального образования аналогично долевым предприятиям, государственное финансирование осуществлять как напрямую, так и при участии потенциальных работодателей и домашних хозяйств.

Высшие учебные заведения.. Высшие учебные заведения - некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых они созданы. Учредителями и совладельцами становятся государство, частные компании, трудовые партнерства предприятий и социальных учреждений, а также трудовые партнерства самих учебных заведений. "Хозяйственное" финансирование высших учебных заведений осуществляется из бюджетов различных уровней по нормативам, утверждаемым правительством. Услуги высших учебных заведений оплачиваются по регулируемым социальным ценам непосредственно гражданами с их личных социальных счетов, открытых в Социальном фонде России.

Оплата высшего образования.. Средства для оплаты услуг высших учебных заведений зачисляются на личные социальные счета граждан, в основном, из федерального бюджета по нормативам, утверждаемым правительством. Нормативы дифференцируются в зависимости от "социального" благополучия родителей, характеризуемого наличием и движением средств на их социальных счетах. В случае отчисления студента из вуза из-за неуспеваемости затраченные средства возвращаются в бюджет. Допускается пополнение средств на высшее образование детей за счет пенсионных накоплений родителей.

Управление ВУЗами. Управление высшими учебными заведениями осуществляют государственно-частные управляющие агентства, главным органом управления которых является правление. Члены правления состоят из представителей органов власти, частных компаний, трудовых партнерств предприятий и социальных учреждений, а также трудовых партнерств самих учебных заведений. Эти представители несут персональную или солидарную ответственность за отдельные направления деятельности учебных заведений и имеют права, соразмерные с ответственностью. Текущей деятельностью управляющего агентства руководит его генеральный директор.

Трудовые партнерства ВУЗов. На основе трудовых коллективов высших учебных заведений, их подразделений и объединений создаются трудовые партнерства, которые ведут свою деятельность по трудовым договорам с управляющими агентствами на принципах хозяйственного расчета и самоокупаемости. Трудовые договоры содержат обязательства сторон по оказанию услуг, их качеству, материальному обеспечению и затратам, нормативы образования фонда оплаты труда от объема фактически оказанных услуг в денежном выражении, а также цели использования прибыли, включая повышение квалификации, улучшение условий труда и социальную поддержку персонала.

Труд в высших учебных заведениях . Трудовые партнерства высших учебных заведений самостоятельно формируют персонал и ведут его обучение, устанавливают режимы рабочего времени и отдыха, определяют формы оплаты труда, принимают решения по использованию прибыли на цели, согласованном в трудовом договоре. Они выбирают своих руководителей, создают условия для карьерного роста наиболее инициативных и активных сотрудников, демократическим методами рассматривают возникающие трудовые споры. Трудовые партнерства учреждений создают территориальные трудовые ассоциации и профессиональные федеральные (региональные) союзы.

Организация учебного процесса в ВУЗах. Организацию учебных процессов в высших учебных заведениях осуществляет ректорат, в который входят штатные проректоры по направлениям деятельности учебного заведения и руководители трудовых партнерств вузов. Ректорат рассматривает и утверждает программы обучения, организуют контроль образовательных процессов, принимают меры по повышению качества воспитания и обучения, включая использование инновационного опыта. В состав ректората включаются представители управляющего агентства и студенческого органа самоуправления.

Студенческое самоуправление. Студенты самостоятельно устанавливают различные формы студенческой демократии, принимают на себя обязательства перед ректоратом по поддержанию порядка и дисциплины в высшем учебном заведении, по повышению успеваемости, участии в общественно-политической деятельности, в культурном и физическом развитии. Допускается участие студентов в хозяйственном обслуживании учебных заведений, создании учебных пособий, обучающих компьютерных программ и выполнение других работ за соответствующую оплату.