Аристотель: О государстве

Ответить
Сообщений: 9 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
Пн фев 13, 2017 3:52 pm
1. Цели и средства

Аристотель: Благо при всех обстоятельствах зависит от соблюдения двух условий: одно из них – правильное установление задачи и конечной цели всякого рода деятельности, второе – отыскание всякого рода средств, ведущих к конечной цели. Иногда цель определена прекрасно, но совершаются ошибки в средствах, ведущих к ее достижении; в другой раз имеются все средства, ведущие к достижению цели, но сама цель поставлена плохо.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Сб июн 30, 2018 2:47 pm, всего редактировалось 1 раз.

Сб дек 23, 2017 12:30 am
2. Государство – общение свободных людей

Аристотель: Ясно, что только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих – все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей.

Государства с демократическим устройством устанавливают у себя остракизм: по-видимому, стремясь к всеобщему равенству, они подвергали остракизму и изгоняли на определенный срок тех, кто, как казалось, выдавался своим могуществом, опираясь либо на богатство, либо на обилие друзей, либо на какую-нибудь иную силу, имеющую значение в государстве.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Сб июн 30, 2018 2:47 pm, всего редактировалось 1 раз.

Сб дек 23, 2017 12:31 am
3. Государственное устройство

Аристотель: Хотя исследователи, излагавшие свои мнения о государственном строе, о многом рассуждают прекрасно, в применении этих рассуждений на практике они по большей части впадают в заблуждения. Ведь следует иметь в виду не только наилучший вид государственного устройства, но и возможный при данных обстоятельствах, и такой, который всего легче может быть осуществлен во всех государствах. А теперь одни исследователи указывают на высший вид государственного устройства, который для своего осуществления нуждается в целом ряде внешних условий, другие имеют в виду более осуществимый на практике вид …

Между тем следует постараться ввести такой государственный строй, который при данных обстоятельствах оказался бы легче всего приемлемым и гибким: улучшить государственный строй - задача не менее сложная, чем с самого начала установить его, подобно тому, как что-либо переучивать бывает не легче, чем учить сначала.

Не следует забывать, что во многих местах государственное устройство в силу тамошних законов не демократическое, но является таковым в силу господствующих обычаев и всего уклада жизни; точно так же в других государствах бывает обратное явление: по законам строй скорее демократический, а по укладу жизни и господствующим обычаям скорее олигархический. Подобного рода явления встречаются чаще всего после государственных переворотов, когда не сразу переходят к новому строю, сначала предпочитают мелкие взаимные уступки, так что существовавшие ранее законы остаются в силе, власть же имеют те, кто изменил государственное устройство.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Сб июн 30, 2018 2:47 pm, всего редактировалось 1 раз.

Сб дек 23, 2017 12:35 am
4. Законы

Аристотель: Как в остальных искусствах, так и в государственном устроении невозможно изложить письменно все со всей точностью. Ведь законы неизбежно приходится излагать в общей форме, человеческие же действия единичны. Отсюда ясно, что некоторые законы иногда следует изменять.

Однако, с другой стороны, дело это, по-видимому, требует большой осмотрительности. Если исправление закона является незначительным улучшением, а приобретаемая таким путем привычка с легким сердцем изменять закон дурна, то ясно, что лучше простить те или иные погрешности как законодателей, так и должностных лиц: не столько будет пользы от изменения закона, сколько вреда, если появится привычка не повиноваться существующему порядку. Ведь закон бессилен принудить к повиновению вопреки существующим обычаям; это осуществляется с течением времени. Таким образом, легкомысленно менять существующие законы на другие, новые – значит ослаблять силу закона.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Сб июн 30, 2018 2:48 pm, всего редактировалось 2 раз(а).

Сб дек 23, 2017 12:36 am
5. Правонарушения

Аристотель: Правонарушения прокрадываются в государственную жизнь незаметно, подобно тому, как небольшой расход, часто повторяясь, ведет к потере состояния, ведь расход незаметен именно потому, что совершается не сразу. Но самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Сб июн 30, 2018 2:48 pm, всего редактировалось 1 раз.

Сб дек 23, 2017 12:39 am
6. Три вида благ

Аристотель: Едва ли кто стал бы сомневаться в том, что существуют три вида благ: внешние, физические и духовные; все эти блага должны быть налицо у счастливых людей. Но между тем, как на этот счет почти все пришли к полному соглашению, существует разногласие по поводу размеров и относительной ценности этих благ. И если обладанье добродетелью даже в ничтожной степени люди признают достаточным, то в своем стремлении к богатству, собственности, могуществу, славе и тому подобному они не знают никаких пределов.

Внешние блага, как своего рода орудие, – а всякое орудие пригодно для какой-нибудь определенной цели, - имеют предел; избыток их неизбежно приносит обладателям их вред или, во всяком случае, не приносит никакой пользы; всякое же из духовных благ, чем более имеется в избытке, тем более оказывается полезным, если вообще можно допустить, что и они представляют собой не только прекрасное, но и полезное.

Таким образом, если и душа сама по себе, и по отношению к нам, людям, является более ценной, нежели собственность и тело, то, конечно, и самое совершенное состояние их должно быть в таком же соотношении.

Итак, условимся, что на долю каждого приходится столько же счастья, сколько добродетели и разума и согласованной с ними деятельности. В этом и состоит, конечно, отличие счастья от удачи: внешние блага, не духовные, выпадают на нашу долю благодаря случайности и счастливой судьбе, но нет никого, кто был бы справедливым и воздержным от судьбы и благодаря ей.

Мужество, справедливость и разум имеют в государстве то же значение и тот же облик, какие они имеют в каждом отдельном человеке, который благодаря причастности к ним и называется справедливым, рассудительным и воздержным.

Ясно, что в домохозяйстве следует заботиться более о людях, нежели о приобретении бездушной собственности, более о добродетелях первых, нежели об изобилии последней.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Сб июн 30, 2018 2:48 pm, всего редактировалось 1 раз.

Сб дек 23, 2017 12:41 am
7. Благосостояние народа

Аристотель: В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина – наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше.

Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами. Люди второго типа часто делаются злодеями и мелкими мерзавцами. А из преступлений одни совершаются из-за наглости, другие – вследствие подлости.

Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного, по нашему утверждению, состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй.

Истинный друг народа должен смотреть за тем, чтобы народные массы не были в слишком бедственном имущественном положении, которое ведет к тому, что демократический строй делает никуда не годным. Итак, нужно изыскать какие-либо средства к тому, чтобы благосостояние граждан было долговечным.

Там, где доходные статьи имеются, следует остерегаться поступать так, как теперь поступают демагоги, которые употребляют на раздачи излишки доходов; народ же берет и вместе с тем нуждается в том же, так что такого рода вспомоществование неимущим дырявую бочку.


*** Если принять за основу точку зрения Аристотеля, то нам нужно стремиться к расширению и укреплению среднего класса, и тогда мы будем иметь "наилучший государственный строй". А что делать, если государственный строй уже установлен наглецами и крупными мерзавцами? Строй, который позволяет им, "используя неясность правовых отношений, разбазаривать общественное достояние" и набирать все большую силу?

Очевидно, что использовать эту силу верхушка общества может лишь при условии, если средний класс раздроблен, атомизирован. В таком состоянии он не может выражать свою волю ни в экономике, ни в обществе, ни в политике. И никто не поможет ему организоваться: среди мерзавцев дураков нет. Но есть конституционное право граждан Рф на объединение, и этим правом надо воспользоваться.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Сб июн 30, 2018 2:48 pm, всего редактировалось 2 раз(а).

Сб дек 23, 2017 12:43 am
8. Справедливость

Аристотель: Справедливость, как кажется, есть равенство, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется справедливостью, и так и есть на самом деле, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных. Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

Люди поступают несправедливо по отношению друг к другу не только ради предметов первой необходимости, но также и потому, что они хотят жить в радости и удовлетворять свои желания. Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости. К тому же человеческая порочность ненасытна: сначала людям достаточно двух оболов, а когда это станет привычным, им всегда будет нужно больше, и так до бесконечности. Дело в том, что вожделения людей по природе беспредельны, а в удовлетворении этих вожделений и проходит жизнь большинства людей.

Основное во всем этом – не столько уравнять собственность, сколько устроить так, чтобы люди, от природы достойные, не желали иметь больше, а недостойные не имели такой возможности; это произойдет в том случае, если этих последних поставят в низшее положение, но не станут обижать.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Сб июн 30, 2018 2:49 pm, всего редактировалось 1 раз.

Сб дек 23, 2017 12:44 am
9. Воспитание молодежи

Аристотель: Троякого рода факторы делают людей хорошими и добродетельными. Эти факторы следующие: природа, привычка и разум. Прежде всего, нужно родиться человеком и иметь присущие человеку телесные и духовные качества. Но при известных условиях нет еще никакой выгоды в природных данных: привычки приводят к изменению, и некоторые из прирожденных качеств человека способны развиваться в ту и другую сторону под влиянием привычки – и в худшую, и в лучшую сторону.

Едва ли кто-нибудь будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и самый государственный строй терпит ущерб.

Сообщений: 9 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron