Сергей Булгаков: Философия хозяйства и труд

Ответить
Сообщений: 8 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
Вт дек 19, 2017 1:13 pm
Сергей Булгаков (1981 – 1944)

"Борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином и есть то, что - в самом широком и предварительном смысле слова - может быть названо хозяйством". Высшая цель хозяйства - "превращение всего космического механизма в потенциальный или актуальный организм, в преодоление необходимости свободой, механизма организмом, причинности целесообразностью, как очеловечение природы".

"История экономической жизни изучает те конкретные формы, которые принимает общественно-историческая организация хозяйства, она располагает сменяющиеся системы хозяйства (натуральное, меновое, народное, мировое) как последовательные ступени одного процесса, изображая их как актуализацию имеющихся в нем потенций". Социальные реформы не должны превращаться в социальные революции.

"Хозяйство не существует без знания, знание есть проективная, моделирующая сторона в хозяйстве; вместе с тем и знание не может обойтись без хозяйства, существует только с ним и в нем не в смысле материальной, денежной зависимости, но слитности обеих деятельностей. Человек не делает ни одного шага в знании, не совершая его и в практической жизни". Система накопления и использования знаний должна быть в центре внимания хозяйственной жизни.

Слова Сергея Булгакова раскрывают смысл жизни человека – очеловечивание природы, создание гармоничной системы «человеко-природа». Они дают понимание, что и капитализм – не конец истории, возможна и необходима его актуализация. Эти слова предостерегают людей от социальных революций, которые, как показала история, несут лишь разрушения. И, наконец, эти слова указывают на знания, как на источник развития хозяйства, которые являются и средством, и следствием его ведения

Смотреть:
Философия хозяйства - https://legitimist.ru/lib/philosophy/s_ ... ajstva.pdf

Последний раз редактировалось Какой быть России? Вт дек 26, 2017 1:13 pm, всего редактировалось 1 раз.

Ср дек 20, 2017 1:05 pm
1. О политической экономии

Сергей Булгаков: "Политическая экономия исходит в своей научной работе или из эмпирических обобщений и наблюдений ограниченного и специального характера, или же, насколько она восходит к более общим точкам зрения, она сознательно или бессознательно впадает в русло экономизма, притом в наивно-догматической его форме".

"Научное изучение есть изолирующее, сознательно одностороннее подхождение к предмету. Наука вырезает для себя куски действительности и изучает их так, как будто бы это и была вся действительность. Наука дробит жизнь, разлагая действительность на отдельные части, из которых она затем складывает свой механизм, а схему этого механизма в системе понятий она и дает в своих учениях".

Политическая экономия "считает за данные и самоочевидные положения слишком многое, что она получила при самом своем рождении и потому привыкла считать органическим своим атрибутом, неизменным своим багажом. Если читать ходячий трактат политической экономии, дав волю философскому сомнению, то можно видеть, как глубоко этот догматизм предпосылок проникает в ее построения и в каком блаженном неведении относительно этого она пребывает".

"Политическая экономия с своим экономизмом особенно нуждается в философском пересмотре и углублении своих основ, в освежении их философским сомнением".


*** Политическая экономия призвана изучать различные взаимосвязи между явлениями экономической системы, закономерности их взаимодействия и развития, то есть дает общее представление об этой системе, о ее проблемах и путях ее решения.
Конечно, политическая экономия не является инструментом для анализа конкретных процессов и механизмов организации экономической жизни и выбора управленческих решений. Но вряд ли правильно на этом основании отрицать значение политической экономии и уже более ста лет не замечать, что она как-то тихо почила в бозе.

Теперь на столе у студентов ЭКОНОМИКС — "это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различными индивидами и группами общества". Так определили эту науку одноименного учебника ее авторы - П. Самуэльсон, В. Норхауз. Можно с уверенностью сказать, что ни люди, ни общество в своей практической деятельности этой наукой не пользуются.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Ср май 16, 2018 3:03 pm, всего редактировалось 2 раз(а).

Ср дек 20, 2017 1:07 pm
2. Цель, смысл и формы хозяйства

Сергей Булгаков: "Борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином и есть то, что - в самом широком и предварительном смысле слова - может быть названо хозяйством. Хозяйство в этом смысле свойственно всему живому, не только человеческому, но и животному миру: почему не говорить о хозяйстве пчел, муравьев или о хозяйственном смысле и содержании животной борьбы за существование? Однако в точном смысле слова хозяйственная деятельность свойственна только человеку, причем она включает в себя в качестве подчиненных и частных моментов и элементы хозяйства животного мира".

"Итак, хозяйство есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечения природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм. Содержание хозяйственного процесса можно поэтому выразить еще и так: в нем выражается стремление превратить мертвую материю, действующую с механической необходимостью, в живое тело, с его органической целесообразностью, поэтому в пределе цель эту можно определить как превращение всего космического механизма в потенциальный или актуальный организм, в преодоление необходимости свободой, механизма организмом, причинности целесообразностью, как очеловечение природы".

"Хозяйство есть процесс общественный, развивающийся в истории, - это положение, как констатирующее элементарные, самоочевидные факты, имеет характер аподиктической достоверности. История экономической жизни изучает те конкретные формы, которые принимает общественно-историческая организация хозяйства, она располагает сменяющиеся системы хозяйства (натуральное, меновое, народное, мировое) как последовательные ступени одного процесса, изображая их как актуализацию имеющихся в нем потенций".

"Хозяйство не существует без знания, знание есть проективная, моделирующая сторона в хозяйстве; вместе с тем и знание не может обойтись без хозяйства, существует только с ним и в нем не в смысле материальной, денежной зависимости, но слитности обеих деятельностей. Человек не делает ни одного шага в знании, не совершая его и в практической жизни".


*** Итак, цель хозяйственного процесса - "превращение всего космического механизма в потенциальный или актуальный организм, в преодоление необходимости свободой, механизма организмом, причинности целесообразностью, как очеловечение природы". Капитализм делает все с точностью наоборот: все человеческие стремления ориентирует на удовлетворение материальных потребностей; используя свободу незначительного меньшинства. закабаляет большинство; человека делает примитивным придатком механизма; слепо реагирует на причины, не думая о целесообразности; вместо очеловечивания природы омертвляет ее.

Как пишет Сергей Булгаков, "хозяйство не существует без знания, знание есть проективная, моделирующая сторона в хозяйстве". И кажется очевидным, что в первую очередь необходимы знания о самом хозяйстве в целом. Эти знания, казалось, бы должны быть предметом политической экономии, основы которой заложил Адам Смит. Но в 1848 году Джон Милль выпустил в свет свои "Основы политической экономии", которые сильно приубавили симпатий к капитализму, а потом Карл Маркс задал капитализму основательную трепку. Идеологам капитализма стало ясно, что с этой опасной тропы надо уходить и в самом начале 20 века ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЭКОНОМИЮ они заменили ее выродком - ЭКОНОМИКС (-ой или -ом?).

Последний раз редактировалось Какой быть России? Ср май 16, 2018 3:03 pm, всего редактировалось 2 раз(а).

Ср дек 20, 2017 1:08 pm
3. Труд

Сергей Булгаков: "Признаком, установляющим хозяйственную деятельность, является наличность усилия, труда, направленного к определенной цели. Хозяйство есть трудовая деятельность. Труд, и притом подневольный, отличает хозяйство. В этом смысле хозяйство можно определить как трудовую борьбу за жизнь и ее расширение, труд есть основа жизни, рассматриваемой с хозяйственной точки зрения. Жизнь возникает в рождении естественно, т. е. без сознательного приложения труда, дается даром, но в хозяйстве поддержание ее уже оплачивается трудом, она становится трудовою. Труд есть та ценность, которою приобретаются блага, поддерживающие жизнь. Эта истина как темное предчувствие лежит в основе т. наз. трудовых теорий ценности в политической экономии".

"Хозяйство, по существу, включает в себя человеческий труд во всех его применениях, от чернорабочего до Канта, от пахаря до звездочета. Признак хозяйства - трудовое воспроизведение или завоевание жизненных благ, материальных или духовных, в противоположность даровому их получению. Это напряженная активность человеческой жизни, во исполнение Божьего слова: в поте лица твоего снеси хлеб свой, и притом всякий хлеб, т. е. не только материальную пищу, но и духовную: в поте лица, хозяйственным трудом, не только производятся хозяйственные продукты, но созидается и вся культура".

"Мир как хозяйство - это мир как объект труда, а постольку и как продукт труда. Печать хозяйства кладется именно трудом, в этом права трудовая теория ценности, права политическая экономия, которая верно чувствует универсальное, космическое значение труда, хотя и не умеет его как следует выразить и до конца осмыслить".

"Определим ли труд? Мы знаем попытки определений труда в политической экономии, но они преследуют специальные цели, имея в виду преимущественно теорию ценности, и неудачны даже с точки зрения последней, кроме того, они не могут удовлетворить нас и по своей материалистичности. Труд есть затрата нервно-мускульной энергии - таково, напр., пользующееся большой распространенностью и влиянием определение Маркса. Но, не говоря уже о том, что признак этот нелегко установим для умственного труда, нетрудно видеть, что и вообще в этой затрате силы только выражается, обнаруживается труд. Труд в своей внутренней, волевой основе, как чувство усилия, направленного вовне, не поддается никакому определению, хотя он известен из опыта и самонаблюдения каждому, как актуальность, как действенная воля, как активный выход из себя. Способность к труду есть одно из свойств живого существа, в нем обнаруживается огонь и острота жизни. Только тот живет полной жизнью, кто способен к труду и действительно трудится.
Трудовое начало жизни соотносительно и в известной мере противоположно природному или даровому".

"Хозяйству, как трудовому воспроизведению и расширению жизни, противоположна природа, как совокупность даровых (для человека) "естественных" сил жизни и ее роста. Не хозяйственным актом родится человек, развивается в утробе матери и растет после рождения, укрепляясь в своих физических и духовных силах, осознавая в себе силы духа. Не хозяйством совершаются всевозможные процессы в природе, не хозяйством, наконец, создана эта вселенная. Напротив, лишь наличность ее и обусловливает как субъективную, так и объективную возможность хозяйства, и способность к труду, и возможность труда. Хозяйство в этом смысле лишь включено в жизнь вселенной, есть момент ее роста. Но в то же время это - момент необходимый, включенный в план мироздания как актуальное проявление жизни, достигшей самосознания и остроты!.

"Всякий живой организм, как тело, как организованная материя, находится в неразрывной связи со всей вселенной в качестве ее части, ибо вселенная есть система сил, взаимно связанных и взаимно проникающих одна другую, и нельзя сдвинуть песчинку, уничтожить хотя один атом без того, чтобы не подвиглась - в той или иной форме и степени - вся вселенная".

Последний раз редактировалось Какой быть России? Ср май 16, 2018 3:03 pm, всего редактировалось 1 раз.

Ср дек 20, 2017 1:10 pm
4. Производство

Сергей Булгаков: "Производство есть такое активное воздействие субъекта на объект, или человека на природу, при котором хозяйствующий субъект отпечатлевает, осуществляет в предмете своего хозяйственного воздействия свою идею, объективирует свои цели. Стало быть, производство есть, прежде всего, система объективных действий, субъективное здесь объективируется, грань, лежащая между субъектом и объектом, снимается, субъект актуально выходит из себя в объект".

"Продукт хозяйства есть субъект-объект, нечто такое, в чем погашено различие субъекта и объекта, это предмет природы, мира объектов, не-я, но в то же время совершенно пропитанный человеческой телеологией, воплощающий в себе субъективную цель, осуществляющий заранее проектированную в субъекте модель или идею. С этой стороны продукт всякого законченного производственного акта подобен художественному произведению, которое характеризуется взаимным проникновением материи и формы или идеи".



***"Отпечатлевать" свою идею в предмете хозяйственного воздействия человек может непосредственно или через созданные им технологии и механизмы. При непосредственном воздействии человек тратит свое время на каждый создаваемый предмет, которое, по мере освоения навыков уменьшается до какого-то минимального значения. При воздействии через технологии и механизмы затраченное на их создание время распределяется между всеми предметами, созданными с использованием этих технологий и механизмов.

В рыночных условиях цена на новые предметы устанавливается уже при первом появлении его на рынке. и решающее значение при этом имеет субъективное желание покупателей расстаться со своими деньгами ради приобретения этого предмета. В результате проб и ошибок цена "замирает" на уровне, приемлемом и для продавца и покупателя. Поначалу эта цена может даже убыточной для продавца, но потом, в силу сокращения затрат на производство, эти цены начинают приносить прибыль. Вопрос: кто может претендовать на ее присвоение? Справедливо ли исключать из претендентов тех, кто "запечатлевает" в предмете свои идеи и навыки?

Для частной собственности и наемного труда справедливость - чуждое понятие. Идеологи капитализма, уравняв труд с материальными факторами производства, низвели до нуля особую ценность идей, знаний, навыков, компенсируя лишь затраты на физическое выживание своих работников. Эта несправедливость все более становится очевидной в интеллектуальных отраслях экономики, а в IT-технологиях выглядит уже нелепостью. Олицетворением этой нелепости в силу действующий правил стал Билл Гейтс, который, понимая это, отдает свои миллиарды на благотворительные цели.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Ср май 16, 2018 3:04 pm, всего редактировалось 4 раз(а).

Ср дек 20, 2017 1:11 pm
5. Природа и хозяйственный труд

Сергей Булгаков: "Природа, достигнув в человеке самосознания и способности труда над собой, вступает в новую эпоху своего существования. Хозяйственный труд есть уже как бы новая сила природы, новый мирообразующий, космогонический фактор, принципиально отличный притом от всех остальных сил природы. Эпоха хозяйства есть столь же характерная и определенная эпоха в истории земли, а чрез нее и в истории космоса, что можно с этой точки зрения всю космогонию поделить на два периода: инстинктивный, до-сознательный или до-хозяйственный, - до появления человека, и сознательный, хозяйственный, - после его появления".

*** Если посмотреть на капиталистический наемный труд с этой точки зрения, то каким же жалким и ничтожным он предстанет. Во что превратила жажда наживы малой кучки человеческого общества этот космогонический фактор! Именно от такого труда люди бегут как черт от ладана, теряют смысл и предназначение жизни, бессмысленно тратят ее драгоценное время тратят, деградируют.

Вместо того, чтобы найти хозяйственному труду, как новой силе природы, особое место в хозяйстве, идеологи капитализма приравняли его к неодушевленным факторам производства и пустили на рынок труда. Какой это рынок, если у покупателя, так называемого работодателя, и у продавца "рабочей силы" полная асимметрия прав и возможностей как до заключения трудового соглашения, так и при его исполнении.

То, что труд может иметь совершенно другой характер, показал бразильский предприниматель Рикардо Семлер в своей компании Semco.

Несмотря на широкое распространение информации об этом опыте, последователей не видно и не ожидается. Потому что капитализм держится на подневольном труде, так уж сложилось исторически. Что нужно предпринять, чтобы изменить это положение?

Последний раз редактировалось Какой быть России? Ср май 16, 2018 3:04 pm, всего редактировалось 2 раз(а).

Ср дек 20, 2017 1:12 pm
6. Наука

Сергей Булгаков: "Человек стоит в хозяйственной позе по отношению к природе, с рабочим инструментом в одной руке, с пламенеющим светочем знания в другой. Он должен бороться за свою жизнь, т. е. вести хозяйство. Наука родится тоже в этой борьбе, есть ее орудие и порождение. Она отражает мир так, как он виден расчетливому хозяину, а известно, насколько различными глазами смотрят на мир практический хозяин и мечтательный созерцатель, художник или философ. Хозяину с его склоненной головой и с согбенной работою спиной рисуется совершенно иная перспектива, нежели взирающему на мир с высоты умозрения или художественного созерцания. Собирание и склеивание рассыпанного мироздания из отдельных кусочков, хозяйственная мозаика и создает то причудливое и капризное развитие науки, которое мы наблюдаем".

"Можно не только говорить вместе с прагматизмом о практическом, утилитарном характере знания, но и - еще гораздо определеннее - следует говорить о хозяйственной природе знания, поскольку жизнь есть безостановочный хозяйственный процесс, протекающий в напряженности труда".

"Наука есть общественный трудовой процесс, направленный к производству идеальных ценностей - знаний, по разным причинам нужных или полезных для человека. Как трудовой процесс, она есть отрасль общей хозяйственной деятельности человека, направленной к поддержанию, защите и расширению жизни, а вместе с тем ее органическая часть. Никакое хозяйство не ведется чисто механически, вне всякого плана и целесообразности, - элементы познавательно-научного отношения к миру как объекту хозяйства из него неустранимы, и в этом смысле наука никогда не оставалась и не остается вполне чужда человеку".

"Труд, затрачиваемый на науку, преследует две основные задачи: расширение опыта, или накопление знаний (то, что можно уподобить преемственному, из поколения в поколение, созиданию вещественного богатства и материальной культуры: дорог, городов, удобных для обработки земель, фабрик, заводов и т. п.), и их упорядочение, научное обобщение их в понятиях или в закономерностях (то, что можно уподобить накоплению капитала, капитализации продуктов труда, в целях производства). И то и другое имеет самое прямое и непосредственное отношение к хозяйству".

"Как сокровищница знаний, наука есть некоторый конденсатор жизненного опыта. Наука не ограничивается накоплением знаний, но стремится всегда к их упорядочению и обобщению в научных гипотезах. Орудие науки при этом есть понятие, символизирующее неопределенное количество однородных явлений и сжимающее их в закономерности, понятиями пользуется научное мышление, и из них слагаются научные теории. Научные понятия, правильно, т. е. целесообразно созданные, представляют собой уже конденсатор не только жизненного опыта вообще, но и научного опыта. Научные же теории, стремясь связать между собою понятия и представить их в простой формуле закономерности, являются, в свою очередь, конденсаторами для этих конденсаторов и, следовательно, в еще большей степени конденсируют жизненный опыт".

"Как в хозяйстве, так и в науке труд затрачивается на удовлетворение уже существующей или зарождающейся потребности. Наука является ответом на вопрос жизни, предшествующий науке. Практические мотивы или жизненные интересы, повелительно останавливая внимание на определенной стороне жизни, вызывают к существованию и соответственную науку".

"Наука есть функция жизни, она родится в трудовом процессе, а природа всякого труда хозяйственна, имеет целью защиту или расширение жизни. Жизнь нигде не остается в покое, она находится в состоянии непрерывного напряжения, актуальности, борьбы. Жизнь, в этом смысле, есть непрерывный хозяйственный процесс. Она есть деятельность, в которой моменты созерцания, теоретического знания существуют лишь как моменты действия. Хозяйственное отношение к миру включает в себя как необходимое средство и теоретическую ориентировку в нем, т. е. науку. Наука рождается из практической нужды и развивается под тем же импульсом".

Последний раз редактировалось Какой быть России? Ср май 16, 2018 3:04 pm, всего редактировалось 1 раз.

Ср дек 20, 2017 1:14 pm
7. Хозяйство - синтез свободы и необходимости

Сергей Булгаков: "Свобода в хозяйстве имеет своим объектом необходимость, т. е. свою противоположность. В действии, в хозяйстве, осуществляется синтетическое единство двух этих начал, которые, взятые в отдельности, друг друга исключают. Подобным образом косная и бесформенная масса камня или мрамора есть материал для осуществления скульптурного или архитектурного замысла, для воплощения идеальных форм. Так и свет знания и сознания загорается в тьме неведения и в мраке бессознательности, их преодолевая. И подобным же образом необходимость составляет постоянный субстрат свободы, ее основу, предоставляя свободе торжествовать над собою".

"Там, где есть жизнь и свобода, есть место и для нового творчества, там уже исключен причинный автоматизм, который вытекает из определенного и неизменного устройства мирового механизма, идущего как заведенные часы. Всякая личность, как бы она ни была слаба, есть нечто абсолютно новое в мире, новый элемент в природе. Каждый человек есть, в известном смысле, художник своей собственной жизни, черпающий силу и вдохновение в себе самом. Потому мертвому детерминизму, исходящему из предположения об ограниченном числе причинных элементов и их комбинаций, нет места в истории".

"История творится так же, как творится и индивидуальная жизнь. И так как всякое творчество обусловлено напряжением воли и трудом, то можно сказать, что в способности к труду ярче всего отпечатлевается творчество и свобода. Способность сознательно, планомерно, творчески трудиться есть принадлежность существ свободных, т. е. только человека".

"Свобода не есть раздробленная, децентрализованная, совершенно неподзаконная и потому расточаемая в пустоту энергия, напротив, она должна быть введена в твердые берега необходимости, чтобы послужить раскрытию единого плана. История должна "представлять собой соединение свободы и необходимости и возможна только на основе такого соединения".


*** У капитализма и социализма два родовых отличия: преобладающие формы собственности и способы распределения произведенного продукта. Основа капитализма - частная собственность и свободный рынок, основа социализма - государственная собственность и плановое распределение ресурсов. Капитализм принято считать царством свободы, а социализм - тоталитарным режимом, царством необходимости. Оба "царства" страдают излишествами.

Необходим новый путь развития, который должен стать "золотой серединой", свободной от крайних излишеств. Его основа - долевая форма собственности, состоящая из трех равноправных частей - частной, государственной и трудовой собственности. Ни одна из частей не сможет тогда злоупотребить свой властью во вред двум другим. Сговор двух собственников против третьего, конечно, возможен, но он вряд ли сможет заходить слишком далеко: каждая из сторон будет достаточно сильна, чтобы постоять за свои права.

Рынок и план, как средоточие свободы и необходимости, на новом пути развития синтезируются в планируемом рынке. Государство задает желаемые направления развития и устанавливает экономические стимулы для вовлечения в эти направления свободных в своем выборе участников рынка. Можно предположить, что участниками государственных программ будут те хозяйственные организации, у которых есть свободные или освобождающиеся мощности и которым выгодно участвовать в этих программах.

Сообщений: 8 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron