Компромисс между свободой и равенством

Николай Бердяев:
"Слово либерализм давно уже потеряло всякое обаяние, хотя происходит оно от прекрасного слова свобода. Свободой нельзя пленить массы. Масса не доверяет свободе и не умеет связать её со своими насущными интересами. Поистине, в свободе есть скорее что-то аристократическое, чем демократическое. Это ценность — более дорогая человеческому меньшинству, чем человеческому большинству, обращённая прежде всего к личности, к индивидуальности".
"В революциях никогда не торжествовал либерализм. Не только в социальных, но и в политических революциях он не торжествовал, ибо во всех революциях поднимались массы. Масса же всегда имеет пафос равенства, а не свободы. И большими революциями всегда двигало начало равенства, а не свободы. Либеральный дух по существу не революционный дух. Либерализм есть настроение и миросозерцание культурных слоев общества. В нём нет бурной стихии, нет огня, воспламеняющего сердца, в нём есть умеренность и слишком большая оформленность".
"Правда либерализма — формальная правда. Она ничего не говорит ни положительного, ни отрицательного о содержании жизни, она хотела бы гарантировать личности любое содержание жизни".[/i]

***Свобода дорога тому, кому она нужна, кто может ею воспользоваться или для удовлетворения своих материальных потребностей, или для выражения своих творческих замыслов, или для отстаивания своих культурных, политических и иных позиций. Но в всех этих случаях человеку нужны соответствующие способности, если их нет, то свобода ему мало чего дает, зато что-то отнимает (другие получают больше, чем он) или порождает зависть и стремление "все взять и поделить". Это реальность, и с ней, казалось бы, можно лишь смириться. Но такая позиция ошибочна.