Александр Зиновьев: Западнизм

Сообщение
Автор
Ср дек 20, 2017 2:36 pm
Александр Зиновьев
Ср дек 20, 2017 2:38 pm
1. Социальный строй Запада

Александр Зиновьев: До сих пор социальный строй западных стран определяется как капитализм по его экономической основе и как демократия по его политической системе. Я считаю, что это определение не соответствует реальности. Не соответствует не в том смысле, будто на Западе уже нет капитализма и демократии, — они тут есть в изобилии, — а в том, что реальный социальный строй западных стран не сводится ни к капитализму, ни к демократии. Эти явления вообще приняли тут такой вид и заняли такое место, что считать их определяющими признаками западного общественного устройства — значит игнорировать его реальную сущность и ориентировать на идеологически тенденциозное и в конечном счете ложное его понимание.

С точки зрения социально-экономической западнизм стремится к созданию гарантированных должностей и Доходов для представителей тех видов деятельности, которые не являются непосредственными производителями материальных ценностей и услуг, и к усилению частного предпринимательства как самого эффективного средства принуждения людей к трудовой деятельности и повышения производительности ее. При этом частное предпринимательство не связано необходимым образом с частной собственностью. Оно может быть таковым даже в том случае, если в деловой сфере не останется ни одного частного собственника, являющегося юридическим субъектом предприятия. В сфере социально-политической западнизм стремится к усилению недемократического аспекта системы власти и управления, к усилению роли государственности, к введению недемократических элементов в систему власти и к превращению демократии в средство манипулирования массами и в камуфляж для тоталитарного аспекта .

Эволюция западнизма в обеих основных сферах общественного устройства идет в направлении, сближающем западное общество с коммунистическим. Теория конвергенции этих социальных систем была выдвинута не коммунистами, а западными идеологами. Разгромив коммунизм на «Востоке», Запад сам устремился в том же направлении, хотя и своими путями, называемыми в идеологии и пропаганде демократическими. Можно подумать, что Запад в свое время разгневался на русских «дикарей» не за коммунизм, а за то, что они опередили его в этом отношении и построили коммунизм по-русски, то есть неправильно, халтурно, не по-западному.


***Социальный строй – сложная система, состоящая из многих органично связанных и взаимодействующих составных частей. Очевидно, что характеристики могут относиться не к социальному строю в общем и целом, а к этим его частям. Поскольку конституция любой страны – это основной закон , по которому организуется и живет общество, в ней не могут не рассматриваться эти части. Конституция РФ не должна быть исключением. Но если вместо социального государства мы получили капитализм по-российски, значит что-то в ней пропущено.
***Александр Зиновьев пишет не о кризисе социализма, не о гибели социализма, не о постсоциалистической России, а о кризисе коммунизма, о гибели коммунизма и о посткоммунистической России. Это не игра слов и не оборот речи, это серьезно. И подтверждение тому – определение социальности в словаре Владимира Даля : социальность - общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни. Социализм - ученье, основывающее гражданский и семейный быт на товариществе или артельном учреждении; крайний социализм впадает в коммунизм, который требует упразднения всякой частной собственности, на общую пользу. Национализировав в 1918 году частную собственность, большевики проскочили социализм и «впали в коммунизм». А уже потом , много лет спустя обозвали социализм первой стадии коммунизма.
***Джеффри Сакс социальный строй США , также как и других западных стран называет смешанным капитализмом. Но если мы имеем смесь, то вправе задаться вопросом – смесь чего с чем? И я лично вижу только один ответ – либерализма с коммунизмом. Но это не смесь, а нечто более интересное.
Либерализм и коммунизм это «чистые» социальные устройства, которых в реальности не было и не будет. Любой реальный социальный строй обладает свойствами и либерализма, и коммунизма, которые являются как бы осями координат: Х (хороший) - коммунизм, У (удачный) - либерализм. И все зависит от приближения реального социального строя к этим осям: социализм – хороший, но неудачный, капитализм – удачной, но нехороший. [/i]
***Когда затевались рыночные реформы, нужно было определиться, какой социальный строй будет в России. Определиться не в смысле названия – рыночный социализм, государственный капитализм, смешанный социализм или смешанный капитализм . В Конституцию РФ Россия названа социальным государством, видимо, это и есть название социального строя России. С момента принятия конституции прошло уже четверть века, но вряд ли кто может сказать, какие социальные, экономические и политические характеристик скрываются за этим названием.
***Как заметил Зиновьев, «из клопов или тараканов не построишь общество такого вида и масштаба, какими являются западные страны. Более того, не любой человеческий материал способен на это». За 70 лет советской власти выросли люди с абсолютно нерыночным менталитетом. По западным понятиям спекуляция – дело доблести и геройства, а по-советски - преступление. Кстати, Генри Форда считал, что «спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами - она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства". Так стоит ли возмущаться «басманным правосудием»? Вор должен сидеть в тюрьме, даже если он миллиардер.
Ср дек 20, 2017 2:43 pm
2. Россия никогда не станет частью Запада

Александр Зиновьев: Запад есть явление уникальное, то есть единственное в своем роде и неповторимое в истории человечества. Повторяю и подчеркиваю, социального феномена, аналогичного Западу в его самых существенных чертах (о них речь пойдет ниже), никогда не было ранее на планете, нет и не будет в будущем, если этот Запад разрушится и сойдет со сцены истории. Почему я это утверждаю с такой категоричностью? Во-первых, потому, что планета наша не так уж велика, Запад уже существует, он занимает свое место на планете, в обозримом будущем он способен это место удержать за собой и не допустить другой «Запад» рядом с собой. Во-вторых, само стечение обстоятельств, благодаря которым Запад сложился исторически, является уникальным и неповторимым.

Когда народы стран Восточной Европы и Советского Союза вознамерились уподобиться Западу, они полностью игнорировали то обстоятельство, что западнизация их стран не может стать превращением их в части Запада или в западные страны по двум основным причинам. Первая причина — навязывание этим народам и странам отдельных свойств Запада (демократия, рынок, приватизация и т. д.) не есть превращение их в части Запада, ибо Запад вообще не сводится к этим свойствам. Запад есть огромный и многосторонний феномен, сложившийся по бесчисленным каналам в течение многих столетий. Вторая причина — место и роль Запада (скажем, "мировой престол") уже заняты, и самое большее, на что эти западнизируемые народы могут рассчитывать, это оказаться в сфере власти, слияния и колонизации Запада, причем на тех ролях, какие им может позволить сам единственный и неповторимый Запад.

Как бы русские ни оплевывали коммунистический период своей истории, как бы ни усердствовали в разрушении всего того, что было достигнуто за этот период, как бы ни ползали на коленках и ни холуйствовали перед Западом, как бы ни подражали всему западному и как бы ни перенимали все пороки Запада, Россия все равно никогда не станет частью Запада.

Нужно быть круглым идиотом, чтобы воображать, будто на Западе стали бы млеть от восторга, если бы на мировых рынках появились мощные конкуренты из России и стали бы вытеснять американских и западноевропейских предпринимателей.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Ср дек 20, 2017 2:45 pm, всего редактировалось 1 раз.

Ср дек 20, 2017 2:44 pm
3. Запад и коммунизм

Александр Зиновьев: Идеология коммунизма родилась на Западе, причем как отражение проблем западного общества. Реальное коммунистическое общество в России возникло в значительной мере под влиянием Запада как своеобразная форма западнизации России. Вся история Запада, начиная с Октябрьской революции 1917 года, шла под знаком борьбы с реальным коммунизмом. Запад стал тем, что он есть в этой борьбе. Наконец анализ западного и коммунистического общества показывает, что первое содержит в себе в «снятом» виде все основные свойства и тенденции второго.

Явления коммунизма суть не только нечто внешнее Западу, не только то, что подвергалось издевательствам в западной идеологии и служило материалом для проявления гнева западных морализаторов, но собственные элементы самого западного образа жизни. И о них на Западе писалось и пишется регулярно, разумеется — не в марксистской, а в иной (в "своей") терминологии.
Например, обоснование роли государства в регулировании экономики и в решении социальных проблем было и остается обычным делом в западной идеологии, а тема проектирования и планирования будущего в самых различных формах и масштабах стала теперь одной из главных. А между тем регулирующая роль государства и плановость в течение многих десятилетий атак на коммунизм считались одними из главных зол его.

Разрастание бюрократического аппарата, привилегии чиновникам, высокие оклады менеджерам, коррупция и прочие явления повседневной жизни Запада — это все суть явления, общие для западных и коммунистических стран, то есть явления коммунизма. Отличие от коммунистических стран тут лишь в том, что там это составляет доминирующую часть жизни, а на Западе — лишь один из ее аспектов наряду с капитализмом

Подвергая жестокой критике разрастание системы государственности и коррупцию в среде чиновничества в коммунистических странах, западная идеология и пропаганда игнорировала тот факт, что западные страны нисколько не уступали коммунистическим странам с этой точки зрения. Они, говоря словами Христа, видели соринку в чужом глазу и не замечали бревно в своем собственном. Запад просто немыслим без идей и элементов коммунизма. Не случайно на Западе родилась теория конвергенции западного и коммунистического общества как близких вариантов общества индустриального.
Ср дек 20, 2017 2:46 pm
4. Люди и общественное устройство

Александр Зиновьев: Бесспорно то, что тип общественного устройства существенным образом определяет и тип людей, обладающих таким строем. Образ жизни данной человеческой общности определяет и характер ее членов. Люди приспосабливаются к условиям своего общественного бытия. Но столь же верно и то, что данный тип общественного устройства создают люди определенного типа, Условия жизни на Западе порождают определенные качества у людей, необходимые им для жизни в этих условиях. Но Запад как особый социальный феномен есть результат деятельности людей определенного типа во множестве поколений. Тут зависимость двусторонняя, взаимная. Люди определенного типа создают цивилизацию определенного типа, а последняя в свою очередь порождает адекватных себе носителей ее. Абсолютно ничего расистского в этом нет.

Характер народа есть сложный и противоречивый комплекс черт, который достаточно часто и отчетливо проявляется в поступках отдельных людей и в отдельных поступках людей. Бессмысленно разделять эти черты на плохие и хорошие, положительные и отрицательные. Одни и те же черты в одних условиях обнаруживают себя как положительные, в других — как отрицательные, в одних условиях — как сила, в других — как слабость. Как известно, наши недостатки суть продолжения наших достоинств. Но столь же справедливо и то, что наши достоинства суть продолжения наших недостатков.

Черты характера народа редко концентрируются в отдельных его представителях. Они в отношении отдельных людей суть лишь нечто потенциальное. Они разбросаны во множестве людей так, что у одних резче проявляются одни черты, у других — другие. Они группируются, порождая различные типы в рамках данного народа. Фактически чаще встречаются не характерные носители всех качеств народа, а характерные типы, воплощающие часть этих качеств.
Ср дек 20, 2017 2:48 pm
5. Западоиды

Александр Зиновьев: Запад создавался, развивался, поддерживался, охранялся и завоевывал себе место на планете не просто человеческими существами, но людьми определенного типа. Буду называть их западоидами. Ни с каким другим человеческим материалом Запад был бы невозможен. Никакой другой человеческий материал не в состоянии воспроизвести Запад и сохранить его на том уровне, какого он достиг.

Назову характерные черты западоидов или, точнее, западоидности. Это суть практицизм, деловитость, расчетливость, способность к конкурентной борьбе, изобретательность, способность рисковать, холодность, эмоциональная черствость, склонность к индивидуализму, повышенное чувство собственного достоинства, стремление к независимости и успеху в деле, склонность к добросовестности в деле, склонность к публичности и театральности, чувство превосходства над другими народами, склонность управлять другими более сильная, чем у других народов способность к самодисциплине и самоорганизации.

Западоиды появились и достигли современного состояния в рамках западноевропейской цивилизации, в которой «Я» играло доминирующую роль в паре "Я — Мы" и было развито сильнее, чем у других народов и в других цивилизациях, а «Мы» было объединением сильно выраженных «Я», можно сказать — в рамках Я-цивилизации. Благодаря западнизму это качество западоидов было развито до высочайшего уровня, охватив все сферы их бытия. С этой точки зрения западноевропейская цивилизация и развившийся на ее основе западнизм суть явления уникальные в истории человечества. В этом смысле западоиды суть индивидуалисты, а их общество — индивидуалистическое.

Любой народ способен воспользоваться благами западной цивилизации, если их преподнесут ему в качестве дара. Но далеко не любой народ способен сам создать цивилизацию такого рода или хотя бы стать соучастником ее создания и воспроизводства. Убеждение, будто различные социальные системы суть ступени в развитии одного и того же абстрактного «человечества» и будто любой народ может пройти эти ступени в своей эволюции, ложно фактически и с научной точки зрения. Западную цивилизацию создавали народы с определенным характером. Это их уникальное и неповторимое творение. Это входит в их натуру, в их характер. Другие народы создавали цивилизации иного типа, более соответствовавшие их характеру и условиям их жизни.
Ср дек 20, 2017 2:49 pm
6. Деловой и коммунальный аспекты

Александр Зиновьев: В жизни каждого взрослого и трудоспособного человека, групп таких людей и общества в целом можно различить два аспекта — деловой и коммунальный.

В деловом аспекте люди действуют и вступают в какие-то отношения друг с другом в зависимости от того, что они должны заниматься каким-то делом, необходимым им для приобретения средств удовлетворения своих жизненных потребностей.

В коммунальном аспекте люди вынуждены совершать поступки и вступать во взаимные отношения в зависимости от самого того факта, что их очень много и что они вынуждены жить совместно из поколения в поколение. Эти аспекты неразрывно связаны между собою. Разделить их можно лишь в абстракции. Тем не менее они различны.

Чтобы представить себе деловой аспект как таковой в отличие от коммунального, надо взять в качестве поясняющих примеров такие случаи, когда на действия и поведение людей не влияет ничто, кроме интересов дела. Такие случаи обычны и очевидны.

А чтобы представить себе коммунальный аспект в «чистом» виде, надо выбрать в качестве примеров случаи, когда люди умышленно совершают поступки, затрагивающие интересы и влияющие на жизненные позиции других людей.

Основой западного общества считается экономика, причем экономика капиталистическая. Я считаю, что основу западного общества образует западнизм как целое, а в рамках западнизма решающую роль играет до сих пор деловой аспект, который включает в себя экономику в упомянутом смысле, но не сводится к ней. При этом отношение делового и коммунального аспектов не остается абсолютно неизменным.

Мы сейчас переживаем эпоху, когда второй аспект завоевывает все более важное положение в обществе. Не исключено, что он станет доминирующим. Но это не отменит историческую роль делового аспекта и не будет означать изменение самого типа общества.

Ср дек 20, 2017 2:50 pm
7. Законы коммунальности

Александр Зиновьев: Законы коммунальности одни и те же всегда и везде, где образуются достаточно большие скопления людей, позволяющие говорить об обществе. Для законов коммунальности безразлично, что объединяет людей в общество. Они так или иначе действуют, раз люди на достаточно длительное время объединяются в достаточно большие коллективы,

Правила коммунальности кажутся малозначащими пустяками, если их взять по отдельности и если рассматривать отдельно взятые поступки людей. Чтобы понять, какую роль они на самом деле играют в обществе, надо их взять в совокупности и в массе, то есть принять во внимание то, какое число поступков и какие поступки миллионы людей совершают в соответствии с ними ежесекундно. Именно эти ничтожества, а не всесильные тираны играют решающую роль в жизни общества, превращая в свои игрушки и инструменты самые значительные (с обывательской точки зрения) личности.

Основные коммунальные отношения индивидов суть отношения их к группе, отношения внутри групп и между группами. Отношение индивида к группе характеризуется степенью зависимости его от группы и группы от него. Первая имеет тенденцию к увеличению, вторая — к уменьшению. Индивид стремится ослабить свою зависимость от группы. Группа стремится к полному контролю за поведением индивида и к подчинению его воле группы.

Коммунальные отношения между индивидами внутри групп разделяются на отношения субординации (начальствования и подчинения) и координации (соподчинения). Принцип субординации таков: социальная позиция начальника выше и важнее, чем подчиненного, и вознаграждается он лучше, чем подчиненный. Начальник стремится к минимальной зависимости от подчиненных и к максимальной зависимости подчиненных от него.

Отношения соподчинения регулируются таким принципом. Наибольшую опасность для индивида представляет другой индивид, превосходящий его по социальным потенциям в глазах других и начальства. Потому он стремится ослабить позицию другого индивида или как-то помешать ее усилению. Взаимное препятствование (привентация) здесь является основой поведения.


*** Как пишет Александр Зиновьев, коммунальные, то есть общественные отношения, между индивидами внутри групп разделяются на отношения субординации (начальствования и подчинения) и координации (соподчинения). Принцип субординации таков: социальная позиция начальника выше и важнее, чем подчиненного, и вознаграждается он лучше, чем подчиненный. Отношения соподчинения заключаются в том, каждый индивид старается ослабить позиции другого индивида, превосходящего его по социальным потенциям в глазах других и начальства.

Добавлю от себя еще третье отношение, которое, наверное у Зиновьева где-то есть, - отношение сотрудничества. Оно возникает тогда, когда индивиды взаимодействуют при достижении общих целей, а полученное вознаграждение делят между собой по общему согласию. И второе добавление: отношения между группами имеют аналогичный характер - субординации, соподчинения и сотрудничества.

Очевидно, что отношения сотрудничества являются более эффективными, потому что дают возможности более полно реализовать человеческий потенциал. Хотя в определенных обстоятельствах, когда большую роль начинает играть фактор времени, лучше использовать отношения субординации. И наконец,человеческую натуру вряд ли можно изменить, поэтому следует считаться с отношениями соподчинения, не давая им "выйти из берегов".

Последний раз редактировалось Какой быть России? Вт дек 26, 2017 11:38 am, всего редактировалось 2 раз(а).

Ср дек 20, 2017 2:51 pm
8. Личные интересы

Александр Зиновьев: Со времени А. Смита (я не стал искать более ранние источники) пошла традиция связывать рассматриваемое универсальное и изначальное качество человека руководствоваться личными интересами с частной собственностью и частным предпринимательством, видеть в этом качестве некое природное основание капитализма.

Это убеждение является чисто идеологическим. Оно ложно с научной точки зрения. Личный интерес как основа поведения человека есть действительно его прирожденное качество. Оно не связано необходимым образом ни с каким социальным устройством, ни с каким типом общества.

Люди существовали сотни тысяч (если не миллионы) лет, прежде чем зародился капитализм. И всегда поступали в силу рассматриваемого принципа личного интереса. В коммунистическом обществе люди точно так же руководствовались этим принципом. Когда люди в коммунистических странах отлынивали от работы, лодырничали, халтурили, занимались очковтирательством, воровали, брали и давали взятки, доносили, клеветали и т. п., они руководствовались своими личными, а не какими-то иными интересами.


*** Движущей силой капитализма является естественное стремление людей к личной выгоде. Частная собственность на средства производства, возможность использовать наемный труд и свободный рыночный обмен созданными ценностями создают благоприятные возможности для удовлетворения этих стремлений. Государство и развитая финансовая система способствуют развитию предпринимательской деятельности. Конкуренция заставляет повышать производительность труда и снижать издержки, совершенствуя организацию производства и используя достижения науки и техники. Результатом является товарное изобилие и высокий уровень материального потребления.

Однако, частная собственность и свободный рынок, как основы развития капиталистической экономики, имеют и свои оборотные стороны. Идет концентрация доходов и богатства в небольшой части общества, миллиардные состояния соседствуют с безработицей, крайней бедностью и бездомностью. Чрезмерное неравенство доходов порождает постоянный дефицит спроса, потребительские кредиты лишь оттягивают спад производства, формируя условия для кризисов, которые с каждым разом становятся все более острыми и масштабными. Финансовый капитал, спекулируя на проблемах реального сектора экономики, наращивает свою мощь и влияние. В условиях глобализации он вышел из-под контроля национальных правительств и начинает определять экономическую политику.

Капитализм ведет борьбу с этими бедствиями, и не очень успешно, путем государственного перераспределения доходов. Социализм попытался избавиться от этих проблем посредством устранения частной собственности как таковой, потеряв при этом и ее преимущества. Если есть решение всех этих бедствий и проблем, то оно, возможно, заключается в "диффузии собственности", тем более "псевдодиффузия" уже состоялась: акционерами компаний без реальных прав собственников стали многие миллионы граждан капиталистических стран.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Вт дек 26, 2017 12:07 pm, всего редактировалось 1 раз.

Ср дек 20, 2017 2:52 pm
9. Клеточная структура общества

Александр Зиновьев: Уже в своих первых публикациях на социальные темы в семидесятые годы я высказал идею, что жизнь подавляющего большинства членов современного, достаточно большого и развитого общества определяется следующим фундаментальным фактором. Им в их повседневной жизни приходится иметь дело не просто с отдельными людьми, но с людьми как представителями каких-то объединений людей, то есть предприятий, учреждений, организаций, групп.

Эти объединения суть всем известные магазины, фабрики, отделения банков, полиция, учреждения власти, больницы, школы, университеты, аэропорты, железнодорожные станции, театры, издательства, партии и т. п.

Более того, подавляющее большинство людей должно добывать средства существования для себя и членов своих семей, добиваться успеха, делать карьеру, приобретать и повышать квалификацию, удовлетворять потребность в деятельности и в общении с другими людьми не сами по себе, а именно в таких объединениях людей, через них, с их помощью. Их статус как членов общества определяется прежде всего положением в таких объединениях.

Я назвал их клеточками или ячейками общества. Социальный организм состоит из клеточек. Он состоит из отдельных людей лишь постольку, поскольку из них образуются клеточки или поскольку они функционируют как клеточки. Лишь переплетение клеточек придает множеству людей, живущих в данном пространстве, характер органического целого. Поэтому научный анализ общества должен исходить из исследования его клеточек.

Важнейшим признаком клеточки является то, что люди в них работают и получают за свой труд вознаграждение. Этот признак клеточки является определяющим.

Люди в клеточках выполняют различные роли и занимают различные позиции. Иерархия этих позиций является неустранимой основой социального и материального неравенства людей в обществе. Между членами клеточек устанавливаются различного рода социальные отношения, являющиеся основой социального структурирования и социальной организации населения. С этой точки зрения клеточная структура общества образует его социальный строй.

*** Любой социальный строй имеет одни и те же клеточки – «Эти объединения суть всем известные магазины, фабрики, отделения банков, полиция, учреждения власти, больницы, школы, университеты, аэропорты, железнодорожные станции, театры, издательства, партии и т. п. И если один общественный строй отличается от другого, значит, различия могут быть вызваны, во-первых, внутренним устройством клеточек, а во-вторых, правилами взаимодействия этих клеточек.


Сообщений: 33 Пред. 1, 2, 3, 4 След. Страница 1 из 4
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron