Стратегия и тактика развития

Ответить
Сообщений: 3 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
Чт июл 19, 2018 2:02 pm
Благо при всех обстоятельствах зависит от соблюдения двух условий: одно из них – правильное установление задачи и конечной цели всякого рода деятельности, второе – отыскание всякого рода средств, ведущих к конечной цели. Иногда цель определена прекрасно, но совершаются ошибки в средствах, ведущих к ее достижении; в другой раз имеются все средства, ведущие к достижению цели, но сама цель поставлена плохо.
Аристотель

Это высказывание Аристотеля вполне можно соотнести со стратегией и тактикой развития, имея в виду, что:

Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. В данном случае целью деятельностью является изменение общественного строя России, который бы мог гармонично соединить преимущества современного капитализма и максимально снизить неблагоприятные воздействия их недостатков. Цель стратегии - создать условия для быстрого, устойчивого роста экономики, повышения благосостояния уровня жизни людей.

Тактика - совокупность методов и приемов, применяемых для достижения намеченной цели. Если стратегической целью признается изменение общественного строя, а он определяется комплексом экономических, социальных и политических институтов, то предметом тактики, в первую очередь, должны стать эти институты. Но институты - это всего лишь формальные правила, их эффективность зависит от людей, которые ими руководствуются, - от их компетенции, интересов и морали. Это не менее важный круг тактических задач.

Идеологический нигилизм. Об идеологическом нигилизме "нашего общества" можно говорить лишь в том случае, если есть хотя бы одна идеология, и общество ее игнорирует или отвергает. Но если вообще нет никакой идеологии, которая могла бы быть воспринята обществом, а есть какие-то разрозненные противоречивые идеи, то ни о каком нигилизме не может быть и речи. Может, это и хорошо: на чистом листе бумаги легче писать, чем на измятой газете. Вопрос в том, кто бы за это дело взялся и захотел потратить несколько десятков лет.

Чтобы социальная система существовала очень долго, ей нужна поддержка сильной интегрирующей идеологии. Она не может быть сильной, если занята исключительно материальным благополучием человека, игнорируя духовные блага и смысл человеческой жизни (1,2). Как нам кажется, набор идей, которые бы могли войти в основу такой "интегрирующей идеологии" содержится в трудах русских философов, которые были выброшены советской властью из России. Эти идеи развивались под влиянием знаний дореволюционной России, личных взглядов на западный мир жизнь и постоянного интереса к жизни советской России (3).

На форуме "О либеральном социализме" рассматриваются некоторые идеи русских философов и экономистов, которые имеют отношение к "интегрирующей идеологии", а также нескольких "иностранцев", которые высказывали сходные взгляды (3). Поскольку идеология без "изма" - это не идеология, а набор идей, выбрано название "Либеральный социализм". В общем и целом это название правильно отражает основное намерение Проекта - осуществить "мысленный" синтез Либерализма и Социализма, получив альтернативу их механической смеси - социальной рыночной экономике.

Стратегия — общий план достижения сложной цели, охватывающий длительный период, тактика - совокупность методов и средств, применяемых для достижения намеченной цели и связанных с нею задач. Стратегическая цель русского пути развития – построение эффективного и справедливого общественного строя с использованием новых форм собственности, трудовых отношений, организации социального сектора и управляемых рынков.
Ни одно государственное устройство не было создано по заранее задуманному плану, это всегда результат «живого творчества масс». Но вовсе это не значит, что общество и государство может развиваться без какого-либо представления о будущем, без мыслимого образа этого будущего, понятного всем гражданам страны. Отсутствие такого представления не только сдерживает развитие, но и может завести общество и страну в тупик.
Путь развития личности, общества и государства может быть выбран только на основе общественного согласия, с учетом стремлений всех настоящих и будущих сил общества. Эти силы могут быть представлены общественными организациями, создаваемыми самими гражданами и имеющими источники финансирования, независимые ни от государства, ни от коммерческих структур.

Общественное согласие. По вопросу о будущем российское общество расколото приблизительно пополам. Одни - за возврат социализма, полагая, что от его изъянов можно легко избавиться при «хорошей» власти. Другие – за капитализм, но с «человеческим лицом», которое сегодня портит «плохая» власть. Как показали последние президентские выборы, реального плана действий ни у тех, ни у других нет. Те и другие одержали сокрушительное поражение, победил «нейтральный» старый президент.

Независимость общественных сил. Ни одной общественной силы, независимой от спонсора, сегодня нет, а как говорят, кто платит, тот и заказывает музыку. А спонсоры уже более четверти века крутят одну и ту же заезженную пластинку. Все это было уже при социализме – от пленума к пленуму, от съезда к съезду говорили одно и то же, ставили одни и те же задачи, а когда жареный петух закукарекал, решили переходить к рынку, да было уже поздно.

Дискредитация реформ

С самого начала российских экономических реформ была поставлена ложная цель: вместо создания условий для свободного гражданского оборота имущественных прав (пользования, управления, извлечения доходов и т.д.) упор был сделан на "раздачу имущества" (1).

Эта ложная цель во всей красе была реализована в Гражданском кодексе РФ. Глава 4 кодекса определяет основные положения и формы юридических лиц российской экономики. Они являются универсальными и могут вести хозяйственную деятельность в любой области экономики. Такого универсализма нет ни в одной развитой стране. Для различных целей и задач создаются особые организационно-правовые формы, В США таким правом обладают даже штаты. Они "настраивают" формы организаций под особенности той деятельности для которой они создаются. Например, в Калифорнии водоснабжением и отоплением населенных пунктов, строительством и содержанием мостов и дорог занимаются некоммерческие организации, извлечение прибыли не является основной целью.

Пока не иссякнут источники обогащения за счет государственной собственности, пока есть возможности включиться в процесс распродажи природных ресурсов, пока можно будет спекулировать готовыми продуктами, ни о каком саморазвитии, позволяющем выживать в условиях рынка, никто даже думать не будет. Потому что для этого нужно иметь совсем другие мозги, обладать необходимыми знаниями и практическим опытом. Большинство капитанов российской экономики, где бы они не пребывали - в частных компаниях или в государственных органах, не имеют ни того, ни другого.

Социализация капитализма. Социализация капитализма - это повышение роли государства в рыночной экономике. Государство принимает законы по защите наемного труда, устанавливает минимальной ставки заработной платы, борется с безработицей, вводит обязательное медицинское страхование, финансирует образование, участвует государства в предоставлении жилья, оказывает помощь и бедным, пособия по безработице, пенсионное обеспечение. За государством остается и забота об инфраструктуре и охране природы.

Социальная политика "государства всеобщего благоденствия" начала испытывать трудности в 70-80-х годах прошлого века, когда в связи с рядом экономических кризисов налоговые поступления бюджет и страховые фонды существенно сократились. Пришлось обратить внимание и на негативные стороны такого благоденствия: появление людей с потребительской психологией, которые не хотели работать, зато громче всех выдвигали требования правительству. Правительства уступали этим требованиям в силу сложившихся за многие десятилетия стандартов демократии, когда для победы на выборах бывает достаточно лишь незначительного перевеса голосов избирателей.

Раздача государством "бесплатных" благ (а на самом деле - созданных напряженным трудом активной части общества) к добру не приведет, это не социализация, а коммунизация. Не является выходом из положения и и перевод общественных благ на платную основу, а еще худшим вариантом является сосуществование бесплатных, государственных и платных, частных услуг.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Вт сен 21, 2021 9:54 am, всего редактировалось 7 раз(а).

Ср сен 22, 2021 1:00 pm
Сама природа принципов либерализма не позволяет превратить его в догматическую систему. Здесь нет однозначных, раз и навсегда установленных норм и правил. Основополагающий принцип заключается в том, что, организуя ту или иную область жизнедеятельности, мы должны максимально опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению. Принцип этот применим в бессчетном множестве ситуаций. Одно дело, например, целенаправленно создавать системы, предусматривающие механизм конкуренции, и совсем другое — принимать социальные институты такими, какие они есть - (Фридрих фон Хайек)

Спонтанные силы общества. Чтобы в развитии России "максимально опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению", нужно хорошо понять, что это за силы и как нужно к ним относиться. Лучше всего это сделать на конкретных примерах.

Французский предприниматель Леклер в начале 19 века сделал наемных работников свой фирмы ее совладельцами, чтобы у них был свой интерес в увеличении прибыли. Потому что их "простое" участие в прибыли в форме добавок к зарплате он посчитал несправедливым: когда шла прибыль рабочие участвовали в ее распределении, а когда случались убытки, они покрывались лишь самими Леклером. Эксперимент Леклера, как пишет Джон Милль в 1848 году, начался около 30 лет назад, а совладельцами фирмы своих рабочих Леклер сделал уже после выхода книги Милля, о чем он пишет в своем примечании от 1865 года (1).

1. Джон Стюарт Милль. Основы политической экономии. Том 1-3 - https://litmy.ru/knigi/biznes/171403-os ... m-1-3.html

Барьеры на пути спонтанных сил общества. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Однако основополагающие статьи Конституции изложены очень сжато и соответствующие законы, по факту, раскрывают их содержание, то же самое можно сказать и о других правовых актах. Законотворчеством занимаются люди, обремененные собственными пониманием и Конституции и законов, и это понимание зависит от сложившихся в обществе представлений. Так закрепляется консерватизм правовой системы, который может перерастать в догматизм и становиться тормозом развития.
В результате мы имеем и бюрократические силы, и законные основания для их действия, которые способны подавить любые спонтанные силы общества.
Сб сен 25, 2021 12:16 pm
Социальное реформирование общества

"Социальный реформизм, направленный на защиту интересов труда и трудящихся, должен быть согласован и с исторической преемственностью и традициями, и с неотъемлемыми правами и свободами человека".

"Необходимо сочетание свободной индивидуальной инициативы, свободного общественного кооперирования и государственного регулирования. Это значит, что начало социалистическое, взятое в своей относительной и частичной правде, должно быть согласовано с другими началами, началами консервативными и либеральными".

"Социальное реформирование общества, регулирование производства, организация труда должны быть согласованы с началами частной собственности. Ибо начало собственности имеет неразрывную связь с началом личности. Начало собственности имеет глубокие религиозные и духовные основы, оно коренится в духовной свободе человека, в его органической, духовной связи с предками и потомками".

"Но с началом собственности могут быть связаны самые безобразные злоупотребления, оно легко делается орудием корысти и жадности, оно может превратиться в орудие угнетения. Начало собственности не есть высшее и абсолютное начало, оно должно быть подчинено высшим началам, оно должно быть ограничено. Самодержавная, отвлеченно самодовлеющая собственность производит страшное опустошение в человеческой жизни, она делается началом вампирическим. И тогда в социальном восстании есть доля правды".

"Собственность должна быть внутренне одухотворена, и тогда она оправдана, она имеет свою миссию. И она представляет одно из вечных начал человеческой жизни. Духу корыстолюбия, жадности, эгоизма, духу, одержимому жаждой наслаждений и соблазненному безвкусной и безобразной роскошью, — необходимо противопоставить иной дух. Необходима духовная борьба с «буржуазным» духом".

"Полный и окончательный социализм невозможен и пагубен для человека, для его духовной природы, для его высшего достоинства. Торжество религии социализма остановило бы рост производительности и парализовало бы творчество. Оно уничтожает мотивизацию труда. Торжество это сделало бы невозможной творческую избыточность, ибо избыточность предполагает неравенство, соревнование и подбор".

"Чудовищно несправедливо и жестоко требовать для всех людей равных условий. Условия жизни, для одного человека привычные и сравнительно легкие, для другого были бы невыносимо мучительны и тягостны. Принудительного уравнения человека некультурного и грубого и человека утонченной и высокой культуры может требовать лишь мстительная злоба и ненависть".

"Восприимчивость к страданию зависит от организации человека, от бурлящей в нём крови предков, от воспитания, от уровня культуры, от призвания. Буржуазно-капиталистический век безобразен тем, что он всё нивелирует и уравнивает, убивает всё индивидуальное" (Николай Бердяев).

Сообщений: 3 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron