Организация труда в японских компаниях

Ответить
Сообщений: 5 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
Пт авг 24, 2018 12:15 pm
В качестве основы для обзора и обсуждения опыта Японии в области труда, управления компаниями и участия государства в экономике взята книга "Японский парадокс", изданная в 1985 году (1). Среди авторов книги Борис Захарович Мильнер, известной советский и российский экономист, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, действительный член РАЕН. Для написания книги использовано свыше 250 зарубежных публикаций.

а) Система "пожизненного найма" рабочих и служащих. Суть ее заключается в том, что работник после окончания учебы принимается на службу в корпорацию или учреждение и работает там до выхода на пенсию. Увольнения таких работников крайне редки, так что они в определенной мере застрахованы от безработицы. Удар по этой системе наносит демография: с увеличением продолжительности жизни и возраста выхода на пенсию растет доля пожилых высокооплачиваемых работников, что увеличивает издержки производства.

б) Система оплаты и служебного продвижения "по старшинству". Постоянным работниками фирмы гарантируется устойчивое, из года в год повышение заработной платы. Считается, что старший по возрасту сотрудник не должен служить под началом более молодого. Здесь, конечно, есть проблема: молодые работники могут быть более способны и эффективны, а оплата труда и возможности для продвижения ниже.

в) Ротация кадров. Работники последовательно перемещаются по подразделениям фирмы и должностям, используя на новом месте свой прежний и приобретая новый опыт работы.

г) Группы работников. Группы, а не отдельные работники образуют тот прочный социально-психологический каркас, на который опираются конкретные формы и методы японской системы управления. Эти группы в течение длительного времени сохраняют стабильный состав, их работники вынуждены поддерживать между собой хорошие отношения, что создает благоприятный психологический климат в группе и способствует эффективной коллективной работе. Работники нередко выполняют довольно широкий круг обязанностей, выходящих за рамки их формальных компетенций, не требуя дополнительной оплаты.

д) Основной оклад - базовая ставка. Она определяется в зависимости от возраста, стажа работы, профессиональной подготовки, семейного положения работника. Базовая ставка в крупных компаниях примерно одинакова для всех постоянных работников одного возраста и образования, возрастая с увеличением стажа работы на данной фирме.

е) Дополнительные выплаты. Это надбавки, премии, бонусы, выплачиваемые не только ежемесячно, но и по результатам деятельности за каждое полугодие. Надбавки служат для стимулирования личного вклада каждого работника и группы, в которую они входят. Сюда обычно включаются: оплата сверхурочной работы, надбавка за повышение производительности и качества труда, различного рода премии, величина которых зависит от результатов компании в целом, а также единовременные пособия, выдаваемые выходящим на пенсию. Величина этих дополнительных выплат может колебаться от 10 до 50 процентов базовой ставки.

ж) Выплаты на социальные нужды. Их можно разделить на три группы. Первая группа - обязательные надбавки, направляемые в фонды социального страхования для получения различных пособий по нетрудоспособности, безработице и т.п. Вторая - необязательные надбавки: оплата жилья, медицинское обслуживание, содержание детских учреждений, организация отдыха, профессиональная подготовка работников, предоставление льготных кредитов и т.д. Третью группу надбавок составляют выплаты в пенсионный фонд, которые могу достигать 5 процентов месячного заработка.

з) Привилегии. В японских компаниях существует большое количество групп привилегированных работников. Это, прежде всего, управляющие всех рангов, инженерно-технические работники и наиболее квалифицированные производственные рабочие. Они являются своеобразным стержнем кадровой пирамиды японской компании. Многоступенчатость привилегированных прослоек создает для персонала стимулы подниматься на более высокие ступени за счет творческой и эффективной работы.

и) "Привязка" работника к интересам корпорации. Для этого используются все возможности и способы: предоставление жилья в домах корпорации, организация спортивных, увеселительных, экскурсионных мероприятий, медицинское обслуживание, подарки семье по праздникам.

к) Наказания. Такие меры принуждения как угроза увольнения и увольнение в Японии не популярны. Более широко используются такие средства воздействия на нарушителей дисциплины, как перевод на другую работу, замедленное продвижение по службе, моральное осуждение со стороны членов группы и т.д. Эти средства не такие жестокие, как увольнение, но не менее действенные.

л) Низкая текучесть кадров. Пожизненный наем, привилегии, различные социальные блага, предоставляемые компаниями постоянным работникам снижает текучесть кадров до минимума. Работники, достигшие определенного уровня признания в компании, не могут расслабиться из-за опасения быть отодвинутыми на второй план более активными коллегами. Покинуть компанию без потерь своих привилегий они тоже не могут. Все это создает очень благоприятные условия для беспрерывного повышения квалификации персонала кадров: не нужно опасаться, что люди, прошедшие дорогостоящий курс обучения могут уйти и деньги будут выброшены на ветер.

м) Обязательный выход на пенсию. Большинство даже самых квалифицированных и привилегированных работников оставляют свои компании в соответствии с обязательным выходом на пенсию, но в среднем еще около 10 лет продолжают где-то работать. Они могут вернуться и в "свою" компанию, но уже в статусе временных работников; они получают уже меньшую зарплату и могут быть в любой момент уволены.

н) Фирменные профсоюзы. Профсоюзы в Японии не разделяются по профессиям, а являются союзом работников одной фирмы. Они понимают, что источником благосостояния работников является рост производительности, успехи фирмы на рынке, поэтому поддерживают все усилия менеджмента по совершенствованию производства. Профсоюзы постоянно ищут методы улучшения положения рабочих без ущерба для фирмы. Разумеется, они следят и за соблюдением всех норм условий и оплаты труда, но предпочитают решать возникающие разногласия и конфликты путем переговоров и согласований. Менеджмент, со своей стороны, тоже стараются избегать конфликтов, понимая что от их отношения к работникам во многом зависит и их судьба.


1. Б.З. Мильнер, И.С. Олейник, С.А. Ропинко, Японский парадокс, Москва, Мысль, 1985.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Чт сен 10, 2020 10:53 am, всего редактировалось 3 раз(а).

Чт сен 10, 2020 10:58 am
1.1. Система пожизненного найма

Известно (и подтверждено исследованиями), что чем дольше человек работает в организации, тем сильнее должно быть отождествление сотрудника со своей фирмой. Японские корпорации, решая вопросы найма работников в организации, гарантируют своим служащим работу и используют при этом систему вознаграждения, основанную на продолжительности трудового стажа. Делается это для того, чтобы избежать перехода сотрудника в другую организацию, принципы, которые лежат в основе данной системы, следующие:
• чем больше человек работает в одной организации, тем выше его зарплата и должность;
• если человек переходит в другую фирму, то накопление стажа и соответственно проистекающие из этого выводы снова «обнуляются»;
• продвижение по службе в значительной степени зависит от продолжительности работы на фирме (естественно, при прочих равных условиях, т.к. в первую очередь учитываются способности работника, его профессионально-квалификационный уровень и качество выполнения своих обязанностей); на практике же не достигнувший определенного возраста и стажа сотрудник не сможет рассчитывать на более высокую по рангу должность;
• наряду с основной зарплатой, уровень которой зависит от стажа и должности, служащие получают денежные вознаграждения (как правило, это премии или бонусы не реже чем два раза в год); также имеются определенные льготы для сотрудников (оплата дороги на работу и обратно; оплата львиной доли расходов на медицинское обслуживание не только служащего, но и членов его семьи; компенсация компанией части оплаты за жилье; займы для покупки жилья и т.д.)
• при найме работников на руководящие должности в первую очередь рассматриваются кандидатуры «своих» сотрудников;
• крупные японские компании часто практикуют обучение своих служащих (в том числе и за пределами Страны восходящего солнца, в престижных учебных заведениях Европы, США);
• повышение квалификации сотрудников является обязательным элементом работы компании, происходит это, как правило, без отрыва от производства.

Источник - Studbooks.net - http://studbooks.net/24253/menedzhment/ ... tnikov#456
Чт сен 10, 2020 11:02 am
11.1. Снижение текучести кадров

"Японские корпорации, решая вопросы найма работников в организации, гарантируют своим служащим работу и используют при этом систему вознаграждения, основанную на продолжительности трудового стажа. Делается это для того, чтобы избежать перехода сотрудника в другую организацию".

Правом пожизненного найма в японских корпорациях пользуются не все работники, а только их наиболее квалифицированная часть. Если говорить о предлагаемых трудовых партнерствах, то это будут участники партнерства и на них можно распространить все принципы стимулирования, которые в японских корпорациях именуются "пожизненным наймом". Наемные работники трудовых партнерств такие иметь не будут, но у них будут шансы стать участниками партнерств, что уже будет стимулом эффективного труда.

Однако японскую систему пожизненного найма можно не только разнообразить, но и усовершенствовать:

В дополнение к традиционной заработной плате в трудовых партнерствах в качестве стимула эффективного труда добавляется трудовая прибыль, которая является источником трудового капитала партнерства. Доля каждого участника в этом капитале зависит как от стажа работы, так и от трудового участия в достижении общих целей. Такой подход к стимулированию более объективен и справедлив, чем учет лишь стажа работы.

Если участник трудового партнерства переводится в другую фирму по согласию партнерства, то его доля капитала может быть переведена не на его личный социальный счет, как при увольнении по собственному желанию, а в трудовое партнерство по его новому месту работы, и он ничего не потеряет. Это лучше для людей, да и для фирм, чем "обнуление накопленного стажа".

В случае реализации принципа выборности или учета трудовых рейтингов не будет необходимости в продвижении по службе в зависимости от продолжительности работы на фирме, и уж тем более ограничивать такое продвижение возрастом или стажем работы. Такой подход подход будет создавать более благоприятные и справедливые условия для карьерного роста, особенно для молодых работников, которым может и не хватить терпения дождаться продвижения по службе.

В трудовых партнерствах будет действовать трехполюсная система вознаграждения за труд - заработная плата, социальные отчисления и трудовая прибыль. Каждая составляющая имеет свои источники и свои принципы определения размеров, учитывающие различные факторы. Право устанавливать эти принципы предоставляется трудовым партнерствам, и они, без сомнения, найдут самые оптимальные варианты.

Часть трудовой прибыли трудовые партнерства будут тратить на обучение и повышение квалификации работников, вплоть до обучения их в вузах без отрыва от производства. При этом будут применяться различные варианты оплаты обучения из средств личной доли трудового капитала этого работника или работника-гаранта.
Чт сен 10, 2020 11:07 am
14. Внутрифирменное общение

Активное внутрифирменное общение предполагает поощрение частных и прямых связей и направлено, прежде всего, на отождествление работников с компанией. При этом существует несколько систем активного общения.

Официальные встречи включают в себя:
• утренние встречи, на которых, как правило, происходит изложение политики компании и рассматриваются вопросы бизнес-этики, после этих встреч проводится производственная гимнастика:
• цеховые собрания, на которых происходит предоставление производственной информации и выдача заданий на выполняемые работы;
• собрания личных групп (кружков качества, ритуальных групп), в которых устраиваются специальные дискуссии с выработкой решений о выполнении предстоящих работ;

Церемонии в японских компаниях практикуются довольно часто, это могут быть праздник начала нового года, начала службы нового сотрудника, спортивные состязания, туристические путешествия (при этом стоимость поездки полностью или частично берет на себя компания). Эти мероприятия сплачивают сотрудников компании, поднимают моральный дух персонала и приверженность его к своей компании.

Практика единства рабочего места с точки зрения функциональных групп, при этом все члены отдела, включая начальника, занимают одну комнату и служащие, как правило, находятся при этом лицом друг к другу.

Возвращаясь к началу статьи, отметим, что вышеназванные пункты очень сходны с принципами и задачами TQM – обнаружить в каждом из бизнес-процессов лидера и побудить его взять на себя ответственность за совершенствование работы. Как правило, лидером становится специалист из ведущего подразделения. Он собирает участников группы вместе и проводит некое подобие «мозгового штурма». В результате находится решение проблемы.

Практикуется также использование руководителями и подчиненными общих обеденных комнат и общих туалетов, при этом отсутствуют различия по рангу или по классу, это усиливает связь сотрудников со своими руководителями и, следовательно, со своей фирмой.

Всемерно поощряются неформальные связи, к которым можно отнести:
• обсуждение проблем, как производственных, так и общественных, совместное посещение баров, пивных залов и т.п.;
• совместные пикники, туристические поездки и спортивные игры во время отпусков и праздников;
• совместное посещение кружков по интересам (национальная культура, политика, техника и т.п.).

Все эти факты совместно образуют то уникальное поле, которое становится сущностью, душою компании. Основным моментом, который хотелось бы подчеркнуть в заключение, - это органичность «японской» системы мотивации персонала. Она не была спланирована в каком-либо министерстве или ведомстве, а образовалась как естественная реакция на перемены в сущности рынка, а также под воздействием государственных законов, напрямую не регламентирующих эти отношения.


Источник - Studbooks.net - http://studbooks.net/24253/menedzhment/ ... tnikov#456
Чт сен 10, 2020 8:51 pm
Дополнения:
Особенности стимулирования работников в японских корпорациях - https://studwood.ru/1091380/menedzhment ... poratsiyah
Особенности системы оплаты труда в Японии - https://studbooks.net/2019290/ekonomika ... da_yaponii
Особенности оплаты труда Японии - https://studopedia.ru/3_179181_osobenno ... ponii.html
Особенности системы оплаты труда в Японии и возможности её применения в России - https://port-u.ru/nasha-biblioteka/460-polikanovstat1
Японская система оплаты труда - https://pandia.ru/text/78/483/32963.php
Материальное стимулирование в японской фирме - http://nippon-history.ru/books/item/f00 ... t010.shtml

Сообщений: 5 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron