Учреждения начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) с продолжительными программами обучения (3–6 лет) имеют слабую связь с рынками труда и не мотивируют учащихся к профессиональной карьере. Распределенное на несколько лет обучение технологиям не соответствует высокому темпу их обновления. Колледжи и профессиональные лицеи стремительно теряют спрос со стороны работодателей, что обусловлено в пер вую очередь низкой социализацией его выпускников — результатом комплектования «по остаточному принципу».
На протяжении всего постсоветского периода мы видели рост премии за высшее образование (отношение заработков выпускников вузов к заработкам лиц с образованием не выше среднего (полного) общего, т. е. школьного), которая к концу 2000 гг. превысила таковую во многих развитых странах.
При этом заработки работников с начальным профессиональным образованием статистически не отличаются от заработков лиц с образованием не выше школьного, т. е. премия за НПО оказывается нулевой. Премия за среднее профессиональное образование значительно ниже, чем премия за высшее образование. В ситуации, когда подавляющее большинство выпускников школы поступает в вузы, отсутствие высшего образования — это значимый негативный сигнал о работнике для работодателя - topic2484.html (3).