6. Об информационной природе труда
Что "производит", "генерирует", "выдает" человек в процессе труда?
Основной продукт труда - это информация, частично овеществляемая в предметах труда, частично расходуемая в процессе управления на борьбу с энтропией (неупорядоченностью). Отсюда вытекает, что результат труда, а значит и стоимость любого продукта труда, строго говоря, должна измеряться в масштабе информации (битах). Таким образом, и стоимость производственных фондов - это, в известном масштабе, запасенная информация.
Производство любого продукта требует использования трех компонентов - вещества, энергии и информации; поэтому и его стоимость определяется суммой этих компонентов. Содержание вещества в готовом продукте легко измерить - вещество сохраняется. Затраты энергии могут быть измерены в процессе производства. Но информацию, израсходованную в процессе производства, пока измерить невозможен. Косвенно расход информации в какой-то мере характеризуется общей зарплатой работающих на основе установленных разрядов, должностных окладов и премий, зависящих от квалификации и результативности работающих.
Однако истинный объем управляющей информации, генерируемый отдельным человеком или коллективом далеко не всегда соответствует зарплате. Это значит, что истинная стоимость продукта может отличаться от кажущейся стоимости, подсчитанной обычным способом (на основе учтенных затрат, вследствие того, что объем информации, использованной при создании продукта и подсознательно характеризуемый общей суммой зарплаты, был определен неправильно, а ведь информация - это главный продукт труда.
Отсюда следует , что оценка продукции в строгом соответствии с учтенными затратами на ее создание неправомерна, поскольку исходит не из полезной отдачи работающих (генерированная информация), а из числа "съеденных человеком калорий", т. е. не из того, что коллектив или человек дал в процессе труда, а из того, что он взял; тем самым не всегда правильно оценивается сложность труда.
Отсюда вывод: цена продукции должна учитывать ее потребительские свой ства, а не только себестоимость плюс установленный процент рентабельности, так как именно потребительские свойства и характеризуют полезную информацию, затраченную при изготовлении продукции.
Последний раз редактировалось Какой быть России? Пн май 20, 2019 12:44 am, всего редактировалось 6 раз(а).