"Золотой" синтез

Ответить
Сообщений: 6 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
Пн ноя 11, 2019 11:11 am

Тот, кто золотой середине верен,
Мудро избежит и убогой кровли,
И того, что питает в других зависть, —
Дивных чертогов.

Гораций, римский поэт, 1в до н.э.


Ни одна социальная система не может успешно развиваться без сильной интегрирующей идеологии. Ни либерализм, ни коммунизм такой идеологией для России быть не могут и не только потому, что общество расколото приблизительно пополам. А потому, что ни капитализм, ни социализм, как практическая реализация этих идеологий, не могут ускоренного и устойчивого развития. Необходим разумный синтез этих двух систем, их "золотая середина".

Социализм и капитализм различаются формами собственности и способом распределения ресурсов. У первого – государственная собственность и плановое, по сути, административное распределение ресурсов. У второго – частная собственность на средства производства и свободный рынок. Однако, и социализм, и капитализм используют наемный труд, отличаясь тем, что социализм порождает неприемлемую для общества уравниловку, а капитализм –такое же неприемлемое неравенство. Эта неприемлемость тем и другим строем компенсируется непосильными для государства социальными обязательствами.

Какое-то время казалось, что "золотая середина" между капитализмом и социализмом найдена в "социально ориентированной экономике", в "государстве всеобщего благосостояния". Однако это не середина, гармонично синтезирующая капитализм и социализм, а механическое внедрение в капитализм отдельных социалистических форм хозяйствования. Примерами могут служить действующие наравне с частными государственные предприятия, административное регулирование рыночных цен, государственное страхование рисков, перераспределение доходов, "бесплатное" образование и медицинское обслуживание, государственные пенсии и другие деяния государства.

Истинный синтез капитализма и социализма, вероятно, может быть реализован только на уровне экономических институтов - правил экономической деятельности, которые могут отражаться в формах собственности и хозяйственных организаций, в организации государственных и социальных учреждений, в методах экономического стимулирования и управления экономикой. В любом таком институте есть что-то "капиталистическое", и что-то "социалистическое". Задача - найти между ними оптимальные соотношение, своего рода баланс между личным и коллективным, частным и государственным, платным и бесплатным, между выгодой и ответственностью.

Последний раз редактировалось Александр Разборов Вс янв 05, 2020 10:50 am, всего редактировалось 2 раз(а).

Чт янв 09, 2020 12:23 pm
Опыт и проекты

Ведь чуть ли не все уже давным-давно придумано, но одно не слажено, другое, хотя и известно людям, не находит применения.
Аристотель, «Политика»

Фридрих Хайек: ...прослеживая совокупные результаты индивидуальных действий, мы обнаруживаем, что многие институты, составляющие фундамент человеческих свершений, возникли и функционируют без какого бы то ни было замыслившего их и управляющего ими разума; что, по словам Адама Фергюсона, "формы общества ведут свое происхождение от неясного и отдаленного начала; они возникают -- задолго до рождения философии - из инстинктов, а не из размышлений человека... Мы приписываем предварительному замыслу то, что стало известным только из опыта, то, что никакая человеческая мудрость не могла предвидеть, и то, чего никакой авторитет - без согласия с настроениями и нравами своего времени -- не мог бы дать возможность индивиду исполнить". Спонтанное сотрудничество свободных людей часто создает вещи более великие, чем их индивидуальные умы смогут когда-либо постичь в полной мере.
"Проектные" теории неизбежно ведут к заключению, что общественные процессы можно заставить служить людским целям, только если они поставлены под контроль индивидуального человеческого разума, и тем самым прямиком ведут к социализму, истинный индивидуализм, напротив, полагает, что, если предоставить людям свободу, они зачастую достигнут большего, чем мог бы спроектировать или предвидеть индивидуальный человеческий ум.



"Новую" экономику не нужно выдумывать, да это и невозможно. Как писал Аристотель, «ведь чуть ли не все уже давным-давно придумано, но одно не слажено, другое, хотя и известно людям, не находит применения». И это легко объяснимо. Социальные и экономические проблемы возникли давно и имеют массовый характер. Конечно, кто-то, где-то, когда-то нашел их решение, но не сумел его «сладить». Может, ему помешали внешние силы, или другие проблемы, решение которых он не нашел. Но то, и другое, при желании с со временем, исправимо.

Если исходить из того, что "все давным-давно" придумано, то значит "придуман" и русский путь развития, но мы его не видим, потому что его элементы рассеяны по странам и временам. Нам предстоит найти такие элементы, обработать должным образом и "сладить" их в гармоничную систему. Чтобы искать, нужно иметь хотя бы общее представление, что нм нужно, то есть набор идей, которые мы хотим реализовать, что и является задачей этого форума. А для сбора найденных элементов как "заготовок" для русского пути развития и их "обработки" предназначен форум "Истоки новой экономики". Очевидно, что критерием отбора нужных элементов должны быть удовлетворительные результаты их практического использования.

Смотреть:
Фридрих фонХайек. Индивидуализм и экономический порядок - https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6143/6145
Чт янв 09, 2020 12:23 pm
Универсальность идей эффективности

"Мне прежде всего хочется доказать, что применяемые нами идеи могут быть проведены всюду, что они касаются не только области автомобилей или тракторов, но как бы входят в состав некоего общего кодекса. Я твердо убежден, что этот кодекс вполне естественный, и мне хотелось бы доказать это с такой непреложностью, которая привела бы в результате к признанию наших идей не в качестве новых, а в качестве естественного кодекса" (Генри Форд).
Чт янв 09, 2020 12:25 pm
Требования к институтам развития

Институты - правила совместной деятельности, которые устанавливают роль каждого из участников и порядок их взаимодействия. Если люди берутся за какое-то общее дело, не согласовав между собой какими правилами они будут руководствоваться, то получается то, о чем говорят - "кто в лес, а кто по дрова". Институты могут иметь форму правил, установленных законом или соглашениями участников. Новые правила устанавливаются в связи с появлением новым видов деятельности, которая зарождаются обычно в среде какой-то "старой" деятельности и на начальном этапе ведется по ее правилам.

Экономические институты, как публичная система правил экономической деятельности, могут иметь самый разнообразный характер. Они могут что-то разрешать, а что-то запрещать, по каким-то вопросам предоставлять свободу действие, а по каким-то эту ограничивать, что-то стимулировать, а за что-то наказывать.

Очевидно, что правила устанавливаются для того, чтобы они эффективно действовали. Но бывает по-разному. Люди могут не реагировать на стимулы, потому что они для них или несущественны, или ими сложно воспользоваться. Люди могут пренебрегать запретами, потому выгода, которую они получают значительно больше, чем возможные потери. Люди могут не пользуются своими правами, потому что просто о них не знают или не умеют пользоваться. Наконец, формальные правила могут плохо действовать, потому что они противоречат традициям, обычаям, привычкам людей и их моральным принципам.

Экономика постоянно развивается, эволюционирует как под влиянием внешних условий, так и под воздействием экономических институтов. В какие-то моменты эти институты могут входить в противоречие с реальной действительностью и тормозить дальнейшее развитие. В таком случае они должны корректироваться, но с учетом всех взаимных связей.

Смотреть:
1. Энциклопедия экономиста. Институт в экономической теории - http://www.grandars.ru/student/nac-ekon ... ituta.html
2. Энциклопедия экономиста. Институциальная единица - http://www.grandars.ru/student/nac-ekon ... inica.html
Чт янв 09, 2020 12:26 pm
Введение новых институтов

Экономика постоянно развивается, эволюционирует как под влиянием внешних условий, так и под воздействием экономических институтов. В какие-то моменты эти институты могут входить в противоречие с реальной действительностью и тормозить дальнейшее развитие. В таком случае они должны корректироваться, но с учетом всех взаимных связей.

При введении новых институтов обычно заявляются их цели и функции. Но часто бывает, что кроме официальных целей, могут быть и скрытые, иногда даже более существенные. Примером может служить приватизация, которая официально проводилась для создания «эффективного собственника», а скрытой целью было разворовывание народного достояния людьми, которые были приближены к власти. Через 20 лет Анатолий Чубайс снял старый фиговый листок и навесил новый: мол, приватизация была нужна, чтобы исключить возврат к социализму. Но воровская собственность не решает эту задачу: у народа остается моральное право все отобрать и поделить по справедливости. Хотя вряд ли, вообще говоря, из этого получится что-нибудь хорошее.

Один институт может поддерживать, усиливать, другой, или, наоборот, препятствовать его функционированию. В первом случае пользу от экономического института можно извлечь большую, чем об этом заявляется, в другом – эффективность смежного института может быть заметно снижена или вообще сведена на нет
Чт янв 09, 2020 12:27 pm
Снижение эффективности институтов

Причинами снижения эффективности институтов могут быть:
1. Плохое качества и рассогласованность самих институтов.
2. Слабое или коррумпированное принуждение в выполнении законов.
3. Излишняя детализация формальных правил, которая необоснованно ограничивает свободу предпринимательской деятельности.
4. Противоречия между «законными» институтами и традициями, обычаями, кодексами поведения и правилами, сложившимися в хозяйственной практике.
Неформальные правила «позволяют людям осуществлять обмен без обдумывания каждого своего шага и без детального анализа всех нюансов заключаемой сделки». И в случае противоречия между законом и традицией, закон часто игнорируется: наказание за его нарушение маловероятно, а возмездие за неуважение «понятий» наступает немедленно. Избавить экономику от этих противоречий можно лишь приоритетным учетом в законах российских традиций, культуры и практики.

Сообщений: 6 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0