Перечень мер государственной политики, необходимых для реализации предложений «Группы 20» «Международная позиция России: экономические ориентиры»
1. Таможенно-тарифная политика.
• Снижение экспортных пошлин с постепенным переносом фискального бремени на внутренние налоги.
• Разработка и реализация опережающих графиков снижения импортных пошлин до уровня или ниже связывающих значений (в контексте подготовки присоединения к ОЭСР и стимулирования импорта высокотехнологичной продукции инвестиционного назначения).-
• Освобождение от уплаты пошлин и упрощение порядка осуществления операций, связанных с перемещением через границу объектов (опытных образцов, образцов для клинических испытаний, образцов биологического материала) в рамках международных проектов технологического сотрудничества.
• Либерализация таможенного администрирования при экспорте (особенно высокотехнологичной продукции), а также импорте из стран ОЭСР и транзите; в первоочередном порядке — установление принудительно низкой доли досматриваемых грузов (проверка только при соответствии профилю повышенного риска) и целевых показателей для времени прохождения пунктов пропуска и таможенного оформления (до 1–3 часов).
• Отмена целевых значений по фискальным доходам, собираемым таможенными органами.
2. Поддержка экспорта.
• Расширение набора инструментов поддержки экспорта, постепенное увеличение объемов и облегчение условий ее получения.
• Упорядочение полномочий министерств и ведомств в сфере поддержки экспортных операций и унификация критериев поддержки.
• Определение единого органа, ответственного за выдачу разрешений на экспорт технологий и товаров двойного назначения.
• Укрепление (с увеличением расходов) инфраструктуры поддержки экспорта в регионах России и за рубежом, реорганизация торговых представительств исходя из структуры торговли и географических приоритетов.
• Активизация использования дипломатических инструментов поддержки экспорта (в первую очередь высокотехнологичной
продукции и продукции военного назначения).
3. Стимулирование прямых инвестиций.
• Сокращение перечня отраслей, в которых ограничивается или запрещается деятельность иностранных инвесторов.
• Увеличение количества особых экономических зон.
• Создание анклавных территорий для иностранных инвесторов с упрощенным административным режимом (в первую очередь — на Дальнем Востоке).
• Организационная и политическая поддержка формирования стратегических альянсов российских компаний с зарубежными компаниями — глобальными лидерами (в т. ч. через софинансирование расходов на подготовку промышленных площадок для совместных предприятий).
Поддержка создания совместных НИОКР-центров и центров развития компетенций (в первую очередь — компетенций в сфере коммерциализации технологий и управления продвижением на рынок новых продуктов) через освобождение расходов на создание соответствующих центров от налогообложения.
• Дипломатическая поддержка российских компаний, осущестМеры по развитию регионального сотрудничества.
• Заключение соглашения о безусловных гарантиях взаимных инвестиций и создание механизма защиты инвестиций (Арбитраж по инвестиционным вопросам) на пространстве СНГ.
• Формирование интегрированной системы платежно-расчетных операций на пространстве СНГ с использованием российского рубля как основного расчетного средства торгово-инвестиционных отношений.
• Подготовка российских предложений по проекту соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕС и начало переговоров по соответствующему вопросу.
• Подготовка российских предложений по проекту соглашения о свободной торговле с отдельными странами АТР и начало переговоров по соответствующим вопросам.
• Заключение соглашений о взаимной защите инвестиций и отказе от двойного налогообложения со странами Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока (с которыми такие соглашения отсутствуют) с учетом потребностей конкретных инвестиционных проектов, инициируемых российскими компаниями в этих странах.
• Использование современных форм помощи развитию для поддержки проникновения российских компаний на рынки развивающихся стран (в т. ч. через связанное выделение средств на реализацию инфраструктурных проектов).
4. Участие в глобальных механизмах экономического регулирования.
• Присоединение к ВТО.
• Присоединение к ОЭСР.
• Формулировка инициатив по обеспечению глобальной энергетической безопасности, продовольственной безопасности
и либерализации инвестиций в рамках российского председательства в «Группе 20» в 2013 г.
• Активизация участия в международных институтах развития
(в т. ч. полноправное членство в Азиатском банке развития).