Отрицательные результаты государственной жилищной политики 2004–2010 гг.:
• лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами реально может воспользоваться рынком жилья для улучшения жилищных условий;
• практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке;
• система градорегулирования и землепользования, являющаяся основой для развития жилищного строительства, остается источником «административной ренты» и не обеспечивает формирования ни комфортной среды проживания и жизнедеятельности, ни прозрачной правовой системы для инвесторов и застройщиков;
• рынок жилищного строительства отличает высокая степень зависимости от административных органов, низкий уровень развития конкуренции, высокие административные барьеры, высокие риски и низкая прозрачность для инвестирования и кредитования, ориентация на устаревшие технологии и архитектурно-проектные решения;
• государство, оставаясь «оптовым заказчиком» на рынке жилищного строительства, не использует возможность влиять на рынок с целью внедрения новых технологий, новых планировочных решений жилой застройки, новых типов жилых зданий и снижения цен на рынке жилья. Отсутствие единой ценовой политики приобретения или строительства жилья для удовлетворения государственного спроса, координации такого спроса на федеральном уровне между различными органами федеральной исполнительной власти, а также в различных регионах и муниципалитетах страны приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств;
• сложившаяся система финансирования жилищного строительства в основном ориентирована на прямые инвестиции граждан, на которых перекладываются все основные строительные риски; слабо развита система банковского кредитования жилищного строительства;
• коммунальный сектор, несмотря на все усилия по его реформированию, пока не стал сектором экономики, инвестиционно привлекательным для частного бизнеса; жилищный фонд, переданный в собственность граждан, так и не стал предметом их ответственности; часть собственников не имеет доходов для содержания своих квартир и общего имущества в многоквартирных домах.
Основные причины такого положения дел:
1) непоследовательность жилищной политики на федеральном уровне, низкая эффективность ее практической реализации на местах;
2) противодействие административной системы, которая приватизирует ренту в земельной и строительной сферах, в области управления жилищным фондом;
3) пассивность сообщества застройщиков, которые уже получили доступ на рынок строительства и сформировали устойчивые каналы связи с административной системой;
4) противодействие реформам в сфере управления жилищным фондом со стороны организаций коммунального комплекса и энергетики в связи с конфликтом интересов управляющих компаний и таких ресурсоснабжающих организаций;
5) «политизированность» отдельных вопросов (управление жилищным фондом, приватизация жилья, тарифное регулирование в коммунальном комплексе и др.).