В настоящее время прообразами пакетов социально значимых услуг в части установления требований к количеству и качеству определенных услуг являются формируемые в рамках реализации Федерального закона № 83-ФЗ перечни государственных (муниципальных) услуг. Они нередко разрабатываются на базе фактической деятельности государственных и муниципальных учреждений.
В основу формирования указанных пакетов должна быть заложена принципиально иная идеология. В них должны получить четкую конкретизацию социальные обязательства государства, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
Такие пакеты позволят людям понять то, какие услуги, в каком объеме и какого качества они вправе получать за счет бюджетных средств, и обеспечат:
• более полный учет потребностей отдельных групп населения (прежде всего людей с ограниченными возможностями здоровья);
• четкое отделение платных услуг от бесплатных;
• перевод предоставления части услуг на конкурсную основу;
• исключение из бюджетов расходов на услуги, для которых отсутствуют социальные обязательства, либо уточнение состава социальных обязательств.
Предлагается формировать такие пакеты на основе концепции, утвержденной решением Правительства РФ. Данная концепция должна определять:
• состав пакета социально значимых услуг с учетом специфичных потребностей различных групп населения:
·- федеральный, региональные и муниципальные реестры государственных (муниципальных) услуг;
- · требования к объему, качеству и доступности услуг;
- · формальное представление указанных требований: стандарты, нормативы и т. п.;
• порядок формирования реестров услуг;
• принципы разработки и порядок установления показателей качества и доступности услуг;
• порядок финансового обеспечения внедрения пакетов.