Новые акценты в государственной политике по управлению
государственной собственностью и приватизации. Направления и предлагаемые подходы
1. Определение состава объектов государственной собственности для приватизации -:
«Заявительный принцип» –приоритетное формирование приватизационных планов по предложениям бизнеса (бизнес-ассоциаций), потенциальных инвесторов в сочетании с реализацией принципа «приватизируй или публично объясняй» для ФОИВ, имеющих в ведомственном подчинении предприятия
2. Ограничения на приватизацию –
Пересмотр ограничений в сторону снижения.
Замещение части ограничений на законодательно установленные обременения для собственников.
3. Определение конкретных социально-экономических целей для «стратегического ядра» госсобственности –
Строго посубъектный подход к активам, сохраняющимся в собственности государства: обоснование необходимости сохранения актива в собственности государства, решаемые с его помощью общенациональные задачи, вменяемые цели и функции, разработка и публикация долгосрочной стратегии развития.
4. Приватизация унитарных предприятий –
Возможность единой процедуры (акционирование с последующей приватизацией части акций).
Активизация множественной трансформации унитарных предприятий в иные организационно-правовые формы.
5. Привлечение инвестиций в компании в ходе приватизации –
Определение «инвестиционных механизмов» в рамках закона о приватизации для всех крупных предприятий (например, с чистыми активами более 3 млн МРОТ)
6. Приватизация с условиями (в рамках закона о приватизации) –
Комбинация инвестиционного конкурса с доверительным управлением.
7. Приватизация низколиквидных активов -
Разработка прозрачных критериев и регламента допустимости таких продаж. Определение комплекса механизмов ускоренной реализации «неликвидов» государственной собственности (миноритарных пакетов, мелких долей, единичных акций).
8. Обеспечение интересов государства в развитии компаний с государственным участием –
Переход к модели «позитивного конфликта» (долгосрочные стратегические интересы государства –краткосрочные коммерческие интересы миноритариев) с наделением председателя и членов совета директоров фактическими правами в системе координат «влияние –независимость — информированность».
9. Эффективное обеспечение долгосрочных стратегических интересов государства после отказа от прямого участия –
Разработка и законодательное закрепление допустимых способов контроля: право вето правительства, индивидуальные ФЗ, предприватизационные долгосрочные частно-государственные соглашения, новые виды акций (условий голосования).
10. Механизм представления интересов государства –
Сохранение института директив для 50–60 крупнейших компаний и банков как переходная мера. Для прочих (до приватизации) –институт рекомендаций в сочетании с повышением ответственности членов советов директоров и расширением прав независимых директоров.
11. Механизм обязательной публичной оценки эффективности деятельности совета директоров –
Введение обязательного порядка оценки эффективности деятельности совета директоров независимыми экспертами
(не реже 1 раза в 3 года)
12. Институт независимых директоров –
Ограничение «перекрестного представительства» между компаниями с государственным участием.
13. Масштабы применения института независимых директоров –
Разумный круг компаний, где наличие независимых директоров является обязательным. Разработка критериев обязательного использования института независимых директоров.
14. Назначение топ-менеджеров в компании с государственным участием –
Открытый конкурс, публичные рекомендации советов директоров общим собраниям акционеров.
15. Прозрачность компаний с госучастием –
Унификация требований (исправление диспропорций) в размещении публичной информации компаний с государственным участием.
Введение принципа обязательной ротации аудиторских компаний (не более 3 лет подряд для одной аудиторской компании, ее дочерних, зависимых и/или головных структур, иных аффилированных структур).
16. Оценка параметров госсектора и приватизации –
Экономический подход: оценка социально-экономической роли госсектора и влияния приватизации на развитие (вклад в ВВП, ВРП, экспорт, концентрация на рынках, привлечение инвестиций и т. п.).