О либеральном социализме

Сообщение
Автор
Вс янв 29, 2017 3:51 pm
Со 2 ноября 2010 года по 31 октября 2011 года в ВКонтакте обсуждалась моя статья ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ - что это такое? Как мне кажется, она может служить хорошим стартом к проекту КАКОЙ БЫТЬ РОССИИ?, потому что представляет разные точки зрения на широкий круг вопросов. Материал размещаю без какого-либо редактирования, в этом можно убедиться вот здесь - https://vk.com/topic-21758_23774917 Но для удобства чтения связанные между собой комментарии разместил один за другим.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Вс авг 25, 2019 4:32 pm, всего редактировалось 7 раз(а).

Вс янв 29, 2017 4:00 pm
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ - что это такое?
2 ноября 2010 года

Впервые словосочетание «либерально-социалистическая» я встретил в 1995 году в предисловии к книге Мориса Алле «Экономика как наука». Эти слова относились к общей философской позиции Алле, которая была представлена в предисловии следующим образом.

«Распределение доходов должно удовлетворять, - считает Алле, - двойному условию: обеспечивать достаточное стимулирование эффективности, быть социально приемлемым». Эта двуединая задача выходит за рамки и либерально-рыночной, и традиционной социалистической парадигмы. Проблема заключается в том, чтобы видоизменить «распределение доходов в политически желательном направлении без того, чтобы были подорваны условия функционирования экономики рынков, ибо только она может обеспечить эффективность». Эту проблему должны решать и экономисты, и правительства.

В своих работах Алле постоянно подчеркивает необходимость перераспределения доходов, а тем самым и имеющейся покупательной способности в «нужных пунктах», ибо последняя является «суверенным двигателем конкурентного механизма». Как он считает, «децентрализованная и конкурентная организация экономики не только не противоречит сознательному вмешательству общества в соответствии с планом, но, напротив, требует его».

По мнению Алле, институциональные рамки экономики рынков должны быть глубоко реформированы с тем, чтобы не порождать не заработанных доходов и не способствовать образованию монополистических и технократических элит. Деньги должны зарабатываться трудом, а не доставаться путем получения даровых доходов. Нужно положить конец эксплуатации путем сговора плутократии, технократии и политократии.

Свое предисловие к книге Алле И. Егоров назвал «Феномен Мориса Алле». И вот что удивительно. Нобелевская премия по экономике была присуждена Морису Алле в 1988 году за работы, выполненные в 1943 году – 45 лет спустя. Либерально-социалистические идеи были высказаны в конце 60-х годов, и тогда казались парадоксом. А прошло сорок с лишним лет, и что же? Сейчас одному человеку не под силу не то что прочитать, а даже скачать в свой компьютер материалы на эту тему. Может феномен Мориса Алле и в том, что он смотрит на полвека вперед?

Я думаю, будет очень интересно разобраться, что же такое «либеральный социализм». А вдруг это наше будущее? И предлагаю сделать это сообща в рамках этой темы.

Павел Кудюкин. Уважаемый Алксандр Разборов, спасибо, что открыли эту тему - она мне очень близка. Сейчас уезжаю по работе в Москву - вернусь к вечеру и внесу свои "пять копеек".

Александр Разборов. Павел, спасибо. Надеюсь к нашему обсуждению присоединятся и другие члены группы. Для тех, кто хочет "войти" в тему, рекомендую толковую статью О.Т.Вите "Социализм и либерализм: перспективы синтеза третьего пути" на сайте "Московский либертариум". Однако, моя рекомендация не означает, что я во всем согласен с ее автором.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Пт авг 23, 2019 1:23 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вс янв 29, 2017 4:05 pm
Yan Sokolnikov 2 ноя 2010 в 17:40
Так ведь у российских социал-либералов была когда-то представленная в ГосДуме партия. Это партия Яблоко. В условиях политического хаоса 90-х она была востребована некоторой частью общества. А в нулевые годы, когда начал отстраиваться политический рынок в его сурковском понимании, она стала неконкурентоспособной. Да и сама идеология, как ее не назови (социал-либерализм, либеральный социализм) в текущих экономических условиях не востребована. Некоторые социал-либералы после краха Яблока остались востребованы в том или ином качестве. Например, Дмитриева, Мизулина. Но многие находятся на задворках политической жизни.

Сам идеологический посыл очень близок к социал-демократии. В принципе не всегда социал-либералов и социал-демократов можно различить. Отличия чисто технического свойства. Но еще раз повторюсь - в современных условиях, когда страна живет за счет дележа сырьевой ренты, никакая идеология востребована обществом не будет. Может когда-нибудь, если сложатся благоприятные условия, социал-либералы напомнят о себе. Но пока они никому не нужны. Только самим себе.

Хотя может носителям этой идеологии уже не суждено себя проявить. Ведь эта идеология является продуктом индустриального общества. Но страны Запада уже давно не являются индустриальными. Россия тоже не индустриальная страна. В современных условиях не видно площадки для реализации таких идей. Вообще есть подозрение, что изжили себя такие идеологии. Трудно их носителям сейчас определяться со своей ролью. Можно конечно объявить себя социал-либералом, но что от этого должно измениться, если актуальность идеологии изжила себя вместе с индустрией. Получается, что остается социал-либералам пропагандировать свои идеи в никуда. И за такую вещь как социальное государство в идеологическом плане им не зацепиться. Понятно, что оно себя исчерпывает. Можно посмотреть на ситуацию в Европе. Как бы не защищали социальное государство, а оно все равно сворачивается. Т.е. остается только убеждать в правильности своих идей, но сами идеи реализовать не получится.

Павел Кудюкин 2 ноя 2010 в 20:54
Сам термин "либеральный социализм" появился задолго до Мориса Алле - во всяком случае В.Иноземцев в предисловии к книге "Новая постиндустриальная волна на Западе" упоминает английских либеральных социалистов начала ХХ века.
Кстати - Ян Сокольников - либеральный социализм не совсем то же самое, что социал-либерализм, появляющийся тоже в начале прошлого века (у нас в России он наиболее ярко был представлен левым крылом и отчасти центром кадетов).
Наиболее полное оформление идея "либерального социализма" нашла в Италии - в одноименной книге Карло Росселли (1899-1937), антифашиста, основателя организации "Джюстициа е либерта" ("Справедливость и свобода"), бойца интербригад в Испании, убитого вместе со своим братом Нелло агентами Муссолини.
Русский перевод (к сожалению, не очень хороший) был издан в Риме в 1989 г. и доступен на сайте Фонда им. Г.В.Плеханова (http://plehanovfond.ru/library/theory.htm). На русском есть очень хорошая аалитическая биография К.Росселли - С.Пульезе. Карло Россели: либеральный социализм и антиашистское действие. - М.: НПЦ "Праксис", 2007.
В отечественной традиции к либеральному социализму, с моей точки зрения, можно отнести А.Герцена, П.Лаврова, М.Драгоманова, Н.Михайловского, М.Туган-Барановского, С.Прокоповича, некоторых из "правых" меньшевиков (например, С.Португейса - Ст.Ивановича), деятелей Народно-социалистической партии.
Про проблемы социалистическо-либерального синтеза можно посмотреть так же мою статью (не столь подробную, как у Олега Вите) "Социалистическая идея для XXI века" (http://sozialismus.ru - это мы - П.М.Кудюкин - тексты)

Последний раз редактировалось Какой быть России? Пт авг 23, 2019 1:24 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вс янв 29, 2017 4:18 pm
Yan Sokolnikov 2 ноя 2010 в 21:10
Хорошо, я могу допустить, что ошибаюсь, говоря о тождественности этих понятий. Хотя сталкивался с некоторыми утверждениями, согласно которым никаких принципиальных различий нет. Если они и есть, то чисто технического свойства. Возможно это говорили люди, не слишком вникавшие в данный вопрос, поскольку изучение всей палитры идеологий, возникших и развившихся в индустриальную эпоху на Западе не представляет для них слишком большого интереса.

Но вопрос о перспективах остатется открытым. Так или иначе это индустриальные идеологии, целью которых было найти общий компромисс между владельцами промышленных объектов и рабочими. В принципе к либералам такого типа можно отнести и неокейнсианцев вроде Харрода и Хансена. Если будет интерес к теме, то могу доказать свое утверждение. Но когда эти идеологии развивались, при каких обстоятельствах? И почему сегодня не дают ответов на многие вопросы? Не потому ли, что индустриальная экономика в странах Запада и России прекратила свое существование. В практическом плане какая от них ценность? В частности от либерального социализма. Я так понимаю, что автор темы еще и этот вопрос поставил. Например, какая ценность от этих идеологий для той же Великобритании, основу экономики которой сегодня составляют далеко не промышленные предприятия, а финансовый сектор и юриспруденция. С какого боку либеральные социалисты или социал-либералы (допущу, что это разные люди) могут подойти к деиндустриализированной экономике, в которой доминируют белые воротнички? Что они могут предложить сегодня? И каким они видят будущее? Ведь об этом особо никто не говорит. Только общие фразы и лозунги. Однако никакой конкретики не просматривается. Так может утрачена ценность этих идеологий. Окончательно и бесповоротно.

Тимур Хамдамов. Можно ли эпоху Рузвельта называть либеральным социализмом? Если можно, то мне такой либеральный социализм нравится.

Павел Кудюкин. Эпоха Рузвельта - это скорее социальный либерализм. Основ капиталистического строя эта политика все же не затрагивала.

Тимур Хамдамов. Могу ошибаться, но по-моему реформы Рузвельта в банковско-финансовой сфере вполне можно отнести как раз к тем, которые изменили фундаментальные основы капитализма того времени.

Yan Sokolnikov. Павел, так получается, что социал-либерализм был однажды реализован, а либеральный социализм остался утопией? Хотя я так и не понял в чем разница. Неужели в том, что либеральный социализм стремится к свободному обществу, в котором снижается значение частного капитала и происходит ненасильственное обобществление собственности? Так это пока утопия. Наверное утопией и останется. Непонятно в рамках какого проекта эта идеология может реализоваться. Ведь обобществлять можно реальный завод, который выпускает реальный материальный продукт. А с учетом того, что западная экономика - это преимущественно экономика услуг, то что обобществлять? Финансовую биржу или юридическую компанию? Как либеральные социалисты смотрят на текущее положение вещей в западных экономиках?

Да и вообще сложно себе представить управление сложным объектом, если оно примет форму какого-нибудь общественного кооператива. Что это за управление будет. Получается совершенное размывание функций и отсутствие конкретного заинтересованного лица. По принципу все мое и все ничье.

Вот отсюда и вопрос. Какой видят экономику будущего либеральные социалисты? Если я конечно правильно понял их общие подходы, которые состоят в минимизации роли государства и частного капитала в пользу общественных объединений, то выглядит это по меньшей мере утопично. И какими они видят судьбы государств? Что они вообще об этом говорят? Прочитал пару статей на эту тему, но это называется обо всем и ни о чем.

И все-таки о перспективах этих идеологий. У Вас есть ответ об их будущем, или вы согласны с выводом о том, что эти идеологии себя изжили, поскольку являются идеологиями индустриального типа? Или на этот вопрос ответа нет?

Александр Разборов. Я с вами соглашусь, действительно, либеральный социализм, как идеология сейчас не востребована. И причина банально проста: такой идеологии не существует. Не случайно в теме поставлен вопрос: что это такое?

Я полагаю, что в результате нашей дискуссии мы найдем те существенные свойства, которые отличают либеральный социализм, например, от социального либерализма. Если судить по статьям в Интернете здесь сплошная путаница.

Я согласен и со второй частью вашего сообщения.
Я тоже считаю, что социальный либерализм продержится не долго. Капитализм вынужден был наращивать социальные программы, то есть "социализироваться", чтобы нейтрализовать социальные преимущества социализма. Сейчас социализма нет, руки развязаны, можно очиститься от этого балласта. Вот и о 60-ти часовой рабочей недели уже заговорили.

Но задний ход дать не так просто, и события в Греции, Франции это показывают во всей красе. Что же делать? Такого не бывает, чтобы не было решения. И как мне кажется, оно есть. История показывает, что все новые решения по своей сути никогда не бывают новыми. Все уже было. Лизинг как таковой появился в конце 19 века, а медные якоря в Генуе сдавали в аренду еще в 10 веке.

Книгу Карло Росселли я скачал лет 8 назад, тогда у меня сложилось впечатление, что Росселли пишет о социализации капитализма. Сейчас хотел это уточнить, но это файл потерялся при смене компьютеров, а заново найти в Интернете не смог.

Если судить по статьям, идеи Герцена интересны, но надо смотреть в оригинале. Я как-то не привык что-то обсуждать, не читая. Надо бы сообща это осилить, равно как и другие источники, на которые вы указали.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Пт авг 23, 2019 1:24 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вс янв 29, 2017 4:22 pm
Александр Разборов. Yan Sokolnikov: "В практическом плане какая от них ценность? В частности от либерального социализма. Я так понимаю, что автор темы еще и этот вопрос поставил. Например, какая ценность от этих идеологий для той же Великобритании, основу экономики которой сегодня составляют далеко не промышленные предприятия, а финансовый сектор и юриспруденция. С какого боку либеральные социалисты или социал-либералы (допущу, что это разные люди) могут подойти к деиндустриализированной экономике, в которой доминируют белые воротнички? Что они могут предложить сегодня? И каким они видят будущее?"

Вы правильно понимаете: автор темы считает, что для постиндустриальной экономики не годится ни капитализм, ни социализм. Главным фактором экономики становятся ни земля и ни капитал, а знания, не физический капитал, а капитал человеческий.

Современный уровень знаний, тот объем информации, который необходимо обрабатывать, требуют коллективных форм организации труда. Даже если гениальная идея придет в голову одному человеку, она и останется идеей, если для реализации не будет создано соответствующего коллектива. Следовательно, развитие экономики предопределяет развитие коллективных форм организации труда.

Следующий вопрос. Если эффективность экономики будет от знаний, то почему итоги труда должны присваиваться собственникам "железа"? Но без железа знания тоже бесполезны. Что из этого следует? Нужна интеграция, компромисс. Вот и получился либеральный социализм. Только "социализм" здесь в понимании Владимира Даля - групповой, коллективный, а не государственный, который "впадает в коммунизм".

Последний раз редактировалось Какой быть России? Пт авг 23, 2019 1:24 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вс янв 29, 2017 4:28 pm
Александр Разборов 3 ноя 2010 в 13:11
Yan Sokolnikov утверждает:

1. Социал-либерализм был однажды реализован, а либеральный социализм остался утопией.

2. Западная экономика - это преимущественно экономика услуг, то что обобществлять?

3. Сложно себе представить управление сложным объектом, если оно примет форму какого-нибудь общественного кооператива.

Когда был феодализм, то капитализм тоже был утопией, однако...

Услугами сыт не будешь, да и крыша над головой не помешает. К тому же автомобили, холодильники и прочее железо вроде бы необходимо.

Я согласен с вами, потому что категорически против колхозов и народных предприятий, хотя и мог бы предложить приемлемую форму управления, опыт у меня есть.

Yan Sokolnikov. Сегодня в условиях глобализации этот вопрос решается так: Запад потребляет материальный продукт, а Восток его производит. Это если не учитывать некоторых нюансов. Потребление в Китае тоже начинает расти и некоторые страны Запада, которые сохраняют индустриальный потенциал (например, Германия) начинают обслуживать часть китайского населения. Но это процесс долгий. А в целом потребление на Западе происходит за счет производственного потенциала Юго-Восточной Азии. Как оно будет дальше можно прогнозировать. Возможно доля материального производства вообще в целом по миру будет в дальнейшем минимальна и там будет задействовано небольшое количество людей.

Обама (которого многие считают социал-либералом) обсуждал вопрос реиндустриализация ам. экономики. Но вопрос был закрыт. И сейчас американцы очевидно будут пробовать делать ставку на какие-то новые технологии, которые по прогнозу многих аналитиков будут перспективными в будущем. Но у Китая в долгосрочной перспективе возможностей куда больше. Где сконцентрирована промышленность, там и наука и технологии быстрее развиваются. Это небольшое отступление от темы.

А если по теме, то высокотехнологичное производство в тех же США развивалось по схеме: государство - частный бизнес. Сначала Агентством Министерства обороны США по перспективным исследованиям (ARPA) была создана сеть ARPANET, которая явилась прообразом Интернета. Затем частный капитал коммерциализировал эти достижения, зародившиеся в государственном ведомстве. Так или иначе на выходе мы получаем участие государства и частного капитала, а не каких-либо абстрактных коллективных усилий людей, не имеющих отношения к государству или бизнесу. Опять же, я не знаю как ситуация будет развиваться дальше. Но могу сказать, что сегодня только государство и капиталисты при определенных благоприятных условиях могут стать инициаторами чего-либо стоящего в экономике. Получается, что на данный момент концепция либерального социализма (если я его правильно понял) работать не может. Ни в одной стране. Ни на Западе, ни на Востоке.

Александр Разборов. США уже влезли в долги к Китаю, Японии и даже России. Долго они не протянут, хотя я лично не заинтересован, чтобы там стало плохо.

Со второй частью вашего сообщения я согласен. Только из этого не следует, что это самая лучшая форма взаимодействия бизнеса и государства. Может быть предложена альтернатива, будет ли она лучше должна показать практика. Но для этого этой альтернативе должна быть дана жизнь. Вспомните, как шло становление акционерных обществ. Зачем затягивать процесс на десятилетия?

Yan Sokolnikov. Ну пока США в безопасности, поскольку никто не хочет терять свои вложения в американские ценные бумаги. Так что пока эта ситуация будет сохраняться, США будут искать выход (хотя понятно, что усиление Китая в определенный момент приведет к его выходу из экономического союза с США), но продолжат потреблять товары, произведенные в других странах.

Я читал несколько статей по поводу того, что социализм неизбежно наступит и будет проявляться в форме акционерных обществ нового типа. Но пока непонятно, что это будут за акционерные общества и в каких сферах деятельности они появятся. Что-то же должно сыграть роль двигателя подобного размывания крупного капитала по мелким собственникам. Поэтому на данный момент приходится оставаться скептиком. По сути рисуется прообраз огромных корпораций без главных акционеров и контрольных пакетов.

Александр Разборов. В первой части сообщения вы меня "успокоили", я тоже не сомневаюсь, что США выход найдет. Главное, чтобы это произошло не позднее, чем нужно.

Преимущество акционерных обществ - концентрация капитала и большие масштабы производства. Недостаток - отрыв управления от собственности. Преимущество надо сохранить, и даже усилить, а недостаток - нейтрализовать. Как мне кажется, это можно сделать, но это уже другая тема. Надеюсь, мы это обсудим, но попозже

Последний раз редактировалось Какой быть России? Пт авг 23, 2019 1:25 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вс янв 29, 2017 4:58 pm
Михаил Гаврилов 3 ноя 2010 в 15:45
Социализм - это экономическая формация..., а разве она может быть либеральной, казарменной или ещё какой-то иной???
Социализм - либо он есть, характеризуется определёнными признаками, либо его нет... иная формация... но без всяких прилагательных..

Александр Разборов Видите ли, это ведь язык. Когда в октябре 1957 года раздалось бип-бип-бип, то ЭТО назвали спутником. Можно было выразить недоумение - какой спутник? Спутник - это когда идешь с кем-либо рядом.

Происхождение понятий КАПИТАЛИЗМ и СОЦИАЛИЗМ тоже имеет свою историю. Я думаю, вы ее знаете.

Могу сказать, почему я выбрал словосочетание ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ. Наше будущее во многом зависит от того, как успешно мы сумеем разрешить противоречие между трудом и капиталом. По моему убеждению, это должен быть компромисс, и этот компромисс должен состояться в точке, где эти противоречия возникают - при распределении дохода от деятельности, в которой участвуют три стороны: труд, капитал и государство. Для обозначения компромисса и слово должно быть компромиссным, чтобы никому не было обидно.

Михаил Гаврилов. Получается, что либеральный социализм = компромиссный социализм... примеряющий антагонизмы между наёмными рабочими - частниками средств производства - и государством... Но, если кроме наёмников, частников и государства, как орудия угнетения и эксплуатации... больше на экономическом поле никого нет, то мы ещё барахтаемся в рамках капиталистической формации, но не социалистической... больше подошёл бы термин: либеральный соглашательский, компромиссный капитализм...
По моему мнению Социализм и компромиссы - несовместимые понятия... компромиссы, там где идёт противостояние в дележе прибыли компаньонов...

Александр Разборов. Ваши сомнения понятны. Я думаю, они развеются, когда мы будем обсуждать цели и средства либерального социализма. Цели, в принципе, одинаковые и у капитализма, и у социализма, и у либерального социализма - лучшая жизнь людей. Средства - разные, хотя источник один - прибыль, то есть та часть дохода, которая не потребляется, а идет на инвестиции в развитие экономики. Разница заключается в том, как она распределяется между капиталом, государством и трудом, и каким путем затем расходуется на инвестиции.

Михаил Гаврилов. Цели у формаций разные у капитализма - испытание..., а у социализма - воспитание... Если движущей силой капитализма является прибыль, то социализма - творческая личность. Ради огромной прибыли капиталист удушит свою собственную мать... уж не говоря о других... по Марксу. Целевые установки у Капитализма и Социализма - разные. Капитализм - обогащение одних за счёт других... взаимоистребление... у Социализма - благополучие одних связано напрямую с благополучием всех! Взаимопомощь.

Павел Кудюкин. Вспомнился что-то анекдот 70-х гг.:
Какая разница между капитализмом и социализмом?
При капитализме человек ест человека, а при социализме - наоборот...
Или другой:
Вопрос тот же.
При капитализме у кого деньги - у того и власть. При социализме у кого власть - у того и деньги.
Михаил Гаврилов, а Вы не допускаете, что о социализме можно мыслить и не в формационной парадигме? Тем более что и исторически "либеральным социализмом" назывался не тип будущего общества, а идейная концепция (несомненно, имевшая представление о социализме как общественном устройстве, отличное от "марксистско-ленинского").

Михаил Гаврилов. В том то и дело, что представления или фантазии нельзя всерьёз принимать за научную теорию... Я могу много чего на фантазировать... но научный подход предполагает определения, признаки, формулы... здесь нет места мнениям... строгие логические выводы. А, анекдоты специально сочиняли в период холодной войны, чтоб сбить с толку не стоящих на твёрдых методологических принципах мыслителей и обывателей.

Александр Разборов. Павел, я думаю, Миша нас разыгрывает.

Павел Кудюкин. Мне вообще-то казалось, что мы обсуждаем не научную теорию, а именно идеологическую концепцию. А они часто строятся не так, как научные теории. Знаете, Александр, а у меня впечатление, что он на полном серьезе.

Александр Разборов. У нас, в общем-то, свобода. Каждый имеет право писать, что думает, но каждый имеет и право не обращать на это внимание.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Пт авг 23, 2019 1:25 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вс янв 29, 2017 5:13 pm
Александр Разборов 4 ноя 2010. Я бы хотел вернуться к теме. В конечном счете, дело не в термине ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ, а в его сути.

Как это ни парадоксально, но я думаю, что либеральный социализм может быть эффективнее нынешнего капитализма и справедливее советского социализма. Но чтобы это доказать, надо сначала определить, что такое эффективность и справедливость.
Эффективность, как известно, отождествляют с прибылью, а справедливость - с равенством. Но истинны ли такие отождествления? Не являются ли они ошибочными?
Хотелось бы узнать ваше мнение, а также точку зрения и других участников группы.

Вячеслав Шипилов. Александр, эффективность отождествляется, скорее, с рентабельностью. Немаловажными показателями являются безотходность, экологичность производства и оборачиваемость ОС. Справедливость, по-моему, можно сравнить с равенством... С равенством перед законом, социальным равенством, равенством в возможностях.

Александр Разборов. Да, у понятия ЭФФЕКТИВНОСТЬ много различных оттенков, но это, прежде всего, способность приносить эффект, а экономический эффект -" полный результат экономической деятельности, измеряемый обычно разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на ее осуществление" (БЭС).

Чтобы не пускаться в плавание по морю абстрактных понятий, в первую очередь, как мне кажется, следует рассмотреть три важнейших элемента экономики - заработную плату, прибыль и налоги. Именно здесь кроются все проблемы и эффективности, и справедливости.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Пт авг 23, 2019 1:26 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вс янв 29, 2017 5:25 pm
Василий Григорьев 5 ноя 2010 в 18:06
По-моему, понятие соц. справедливости не заключается в равенстве граждан, соц.равенство и соц.справедливость разные понятия, справедливость подразумевает соразмерность деяний наступившим последствиям, то есть в данном случае соразмерность уровня жизни выполняемой работе, также как и в отеч. праве соразмерность наказания совершенному правонарушению. " кто не работает, тот не ест"

По-моему, при капитализме, при наличии мощной конкуренции на все и вся, людьми движет страх перед возможными лишениями, как экономическими так и духовными, так как капитализм само по себе подразумевает отсутствие выраженных соц.гарантий. а при социализме когда вся инициатива исходит от государства, а индивид выступает только как потребитель, развитие может происходить только основываясь на личном стремлении самореализации. То есть при капитализме движущей силой является - страх потерять все, при социализме - желание самореализоватся.

Александр Разборов. Василий Григорьев: "По моему понятие соц. справедливости не заключается в равенстве граждан, соц.равенство и соц.справедливость разные понятия, справедливость подразумевает соразмерность деяний наступившим последствиям, то есть в данном случае соразмерность уровня жизни выполняемой работе, также как и в отеч. праве соразмерность наказания совершенному правонарушению. " кто не работает, тот не ест"

Кажется, вы согласны с Аристотелем: равенство для равных, и неравенство для неравных.

Советский социализм отличался уравниловкой. Существовал показатель - средняя зарплата, преодолеть который бывало нелегко. Чтобы повысить кому-то зарплату, надо было ее кому-то понизить.

Александр Разборов. Василий Григорьев: "Помоему при капитализме, при наличии мощной конкуренции на все и вся, людьми движет страх перед возможными лишениями, как экономическими так и духовными, так как капитализм само по себе подразумевает отсутствие выраженных соц.гарантий".

Да, неуверенность в завтрашнем дне - это проблема. Вопрос в том, кто и как ее будет решать. Я думаю, что ее решать нужно в трудовых коллективах, а государство должно для этого создать необходимые правовые рамки.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Пт авг 23, 2019 1:26 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вс янв 29, 2017 5:42 pm
Антик Антикс 6 ноя 2010

Эффективность, уровень справедливости - относительные величины. Идеология может определить, что такое справедливость или эффективность, с ее точки зрения, но она никогда не конвертирует это определение в конкретное соотношение Д=К+Г+Т. Это соотношение необходимо будет обосновывать исходя из экономико-политических реалий, а они вещь внешняя по отношению к любой идеологии. Т.е. сначала распределят Д1=К1+Г1+Т1, потом оценят результат - Р1. Потом распределят по другому Д2=К2+Г2+Т2, оценят результат Р2. Идеология будет как раз растолковывать чем Р1 отличается от Р2 в терминах эффективности и справедливости, при этом уже будет воплощаться Р3 и закладываться основы для Р4 ,на который собственно она и сможет повлиять.
Я эти рассуждения привел,только для того чтобы обосновать вопрос.
В прошлом в разных странах в разное время уже выполнялось распределение доходов и были получены результаты. Их толковали с разных идеологических позиций. Неужели нет ни одного результата, который соответствует идеологии либерального социализма, как Вы его понимаете?

Александр Разборов. Я понял, что Д - доход, К - доля капитала, Г - доля государства, Т - доля труда. Для начала, видимо, нужно предположить, что мы распределяем по-разному один и тот же доход, то есть Д1=Д2. Согласны?

Какова "алгебра" либерального социализма? Появляется новый элемент - доход ТГК, то есть доход, которым владеют, пользуются и распоряжаются СОВМЕСТНО Труд, Государство и Капитал. При этом, естественно, уменьшаются доли Капитала, Государства и Труда.

Могу добавить, что ничего экзотического в этой идее нет. Она давным-давно реализована ЧАСТЯМИ, я эти части лишь соединяю и предлагаю способы практической реализации.

Антик Антикс. Труд, Капитал, Государство - это триединое целое. Это целое и так распоряжается всем доходом, а три его составляющие - тремя частями от этого дохода. Если кому то из этой троицы достанется 0, то только в этом случае можно говорить, что они им распоряжаются не СОВМЕСТНО. Лично я такого случая в истории государств не знаю.

Поясните, почему эти в прошлом реализованные ЧАСТИ, до сих пор не собрались в единое целое, а еще проще ответьте все таки на вопрос, который я задал в прошлом посте.

Александр Разборов. Зарплату получает наемный работник, прибыль - предприниматель, налоги государство. Все они этими частями владеют, пользуются и распоряжаются самостоятельно, никого не спрашивая. ТГК - часть дохода, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется совместно на основе закона или договора.

Вопрос, почему что-то не произошло раньше, не имеет ответа, так как его можно задавать до бесконечности. В таких случаях говорят - не пришло время.

Результаты, соответствующие идеологии либерального социализма есть, и их не мало. Наиболее "древний" (начало 19 века) я уже разместил в одной из тем мой группы "Либеральный социализм: идеи, надежды, сомнения и реальные шаги". Остальные - на очереди.

Антик Антикс. Спасибо, прочитаю.

Последний раз редактировалось Какой быть России? Пт авг 23, 2019 1:26 pm, всего редактировалось 1 раз.


Сообщений: 30 Пред. 1, 2, 3 След. Страница 1 из 3
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron