Гражданский (общественный) контроль является конституционно-правовым институтом, составляющим важный элемент демократической модели общества.
Для устойчивого и сбалансированного функционирования аппарата государственной власти общество должно располагать эффективными инструментами независимого контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В настоящее время в Российской Федерации в осуществлении общественного контроля уже участвует довольно много организаций различного уровня и типа. В их числе:
• Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты в субъектах РФ;
• общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, научно-консультативные или научно-методические советы при других федеральных органах и учреждениях;
• общественные советы районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований.
Часть указанных организаций действуют на основании законов2, однако большинство из них руководствуются подзаконными актами3. Единой системы общественного контроля, действующей на одинаковых принципах в соответствии с единым законом, в Российской Федерации нет. С одной стороны, такая ситуация является следствием непоследовательной политики государства в отношении общественных организаций. С другой стороны, организации общественного контроля препятствует присущий гражданам приоритет решения собственных проблем, минимальный опыт коллективного отстаивания интересов и плохо налаженная система его передачи, неумение НКО вовлекать граждан в свою деятельность и слабое взаимодействие между НКО и самодеятельными инициативами.
Приоритетные цели
Эффективный общественный (гражданский) контроль:
• позволит на практике осуществить принципы разделения властей, верховенства права, народовластия, соблюдения прав человека;
• будет способствовать оптимизации расходов в социальной сфере и повышению эффективности социальных услуг;
• будет способствовать восстановлению общественного доверия к власти и реализации стратегии модернизации.