Основной задачей в сфере управления жилищным фондом является усиление реальной ответственности собственников помещений за состояние многоквартирных домов одновременно с оказанием им поддержки в решении проблем содержания жилой недвижимости.
Для реализации такого подхода предлагается:
1. Изменение организационно-правового статуса товариществ собственников жилья, упразднение института добровольного собственников помещений в многоквартирных домах. Предоставление таким объединениям собственников помещений в многоквартирных домах права выбора формы функционирования такого объединения с образованием или без образования юридического лица. Реализация мер по стимулированию формирования объединений собственников помещений в многоквартирных домах как квалифицированных заказчиков услуг и работ на рынке.
2. Ограничение числа голосов любого собственника в многоквартирном доме, а также снижение требований к кворуму при принятии отдельных решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества собственников жилья (органами управления объединения собственников помещений), особенно в случае проведения повторных собраний из-за отсутствия кворума на предыдущих собраниях.
3. Установление ответственности собственников помещений за техническое состояние многоквартирного дома; рассмотрение целесообразности и возможные условия введения обязательного страхования сохранности общего имущества в многоквартирном доме.
4. Определение правового статуса договора управления многоквартирным домом как инструмента установления обязательств управляющей организации по обеспечению комфортных условий проживания, делегирования собственниками помещений ответственности за техническое состояние многоквартирного дома управляющей организации.
5. Создание реального рынка услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту многоквартирных домов, развитие добровольного (не обязательного) саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами.
6. Решение проблемы справедливого распределения рисков между участниками процесса предоставления жилищнокоммунальных услуг в результате неполного сбора жилищнокоммунальных платежей; оценка необходимого повышения величины пеней за просрочку жилищно-коммунальных платежей.
7. Осуществление государственного и муниципального контроля за состоянием многоквартирных домов в соответ-ствии с регламентными требованиями безопасности и энергоэффективности (без вмешательства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов). Законодательное разделение полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по контролю за состоянием многоквартирных домов.
8. Завершение формирования и государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами как элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Регулирование на местном уровне вопросов использования таких земельных участков, включая возможность прохода/проезда иных лиц, благоустройства придомовых территорий, в том числе финансирования работ по благоустройству.
9. Создание устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов с целью повышения комфортности проживания и энергоэффективности, а также внедрение эффективных мер государственной поддержки собственников жилья в финансировании таких мероприятий.