26. Стратегия-2020: В рамках реализации третьего сценария дополнительно предлагаются следующие меры экономического характера:
• повышение косвенных налогов на отдельные продукты питания, наносящие наибольший вред здоровью, в т. ч. фаст-фуд, сладкие газированные напитки.
Сегодня уже четверть российского населения регулярно питается в предприятиях фастфуда, а в молодых группах таких более 30%. Определение списка продуктов (отдельных товаров или товарных групп), по которым повышение цен оправданно и технически возможно, потребует проведения специальной экспертной работы Увеличение ставки НДС, по аналогии с европейскими странами, может составить 4–5%. При сокращении масштабов потребления сладких напитков и кондитерских изделий это принесет бюджету не менее 30 млрд руб. в год (при сокращении потребления от 5 до 10% в год);
• снижение (или отмена) НДС на отдельные виды продуктов, способствующих сокращению риска заболеваний. Ежедневно потребляют свежие овощи всего 49% россиян, свежие фрукты — 38%. При этом душевые объемы потребления в обеспеченных доходных группах вдвое-втрое превышают потребление в самых бедных семьях. Определение списка продуктов (отдельных товаров или товарных групп), по которым снижение НДС оправданно и технически возможно, потребует проведения специальной экспертной работы. Расходы государства будут зависеть от выбранного перечня товаров и размера налоговой льготы. Например, уменьшение НДС на фрукты вплоть до полной отмены сократит доходы бюджета на суммы от 25 до 75 млрд руб. (исходя из объема продаж 2010 года и постепенного роста на 10% в год);
• налоговое стимулирование работодателей, предоставляющих работникам возможность горячего питания по месту работы и дотации на питание: введение льготы в виде снижения ставки страховых взносов. Сегодня крайне низка доля работников, имеющих возможности горячего питания на рабочем месте,— по разным опросам, от 16 до 20%. При наличии подобной льготы более 50% работодателей выражают готовность организовывать питание для своих работников;
• налоговое стимулирование населения к ведению здорового образа жизни: установление с 2012 г. налоговых вычетов по НДФЛ при осуществлении расходов на занятия физкультурой и спортом до 30 тыс. руб. в год, по аналогии с расходами на образовательные и медицинские услуги. 70% населения практически не занимаются физкультурой и спортом, при этом каждый десятый указывает на недостаток денежных средств в качестве препятствия к занятиям. Самое популярное место для упражнений — у себя дома; лишь 6% тратят на занятия физкультурой и спортом сколь-либо значимые суммы (свыше 1000 рублей в месяц);
• увеличение объемов строительства объектов для занятий массовым спортом, субсидирование их деятельности для увеличения ценовой доступности их услуг для населения; увеличение числа плоскостных спортивных сооружений. В среднем 50% населения выражают готовность активнее заниматься физкультурой, если вблизи дома появятся бесплатные спортивные объекты. Особенно важно, что среди молодежи эта доля существенно выше — 70–80%.
Затраты на эти мероприятия в размере 890 млрд руб. позволят достичь уровня выполнения норматива обеспеченности населения:
• бассейнами — 27,5% (по сравнению с 5,7% в 2010 г.);
• спортивными залами — 44,5% (31,4% в 2010 г.);
• плоскостными спортивными сооружениями — 36,4% (20% в 2010 г.).